×
Общество
0

Учитель из Ханты-Мансийска – о том, как школу отапливали дровами и ставили "двойки" карандашом

Читать «Новости Югры» в

Ветеран педагогического труда Надежда Васильевна Кузнецова 60 лет проработала учителем химии в школе № 8 Ханты-Мансийска. Был в ее жизни и опыт обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья на дому. Представляете, скольких людей она выучила? А скольким помогла поверить в себя!

Главное – не унижать ребенка
Я встретилась с Надеждой Васильевной у нее дома. Заботливая хозяйка приготовила множество фотоальбомов и альбомов-поздравлений в ее адрес, сделанных учителями и учениками в разные годы. Разглядывая общие фотографии с выпускниками, творения ребят, читая их поздравления, написанные от руки и одновременно слушая пояснения учительницы, я представляла, как она пишет на доске химические уравнения, ставит с учениками опыты, высаживает акацию, черемуху, рябину и березы вокруг одноэтажной деревянной школы № 8 на улице Школьной. А вот они с классом рисуют стенгазету, едут на концерт к шефам, устраивают школьный вечер «Химия-волшебница» или конкурс букетов «Золотая осень».

Надежде Кузнецовой 84 года, она помнит всех учеников: талантливых химиков и троечников. Говорит, что химия – предмет трудный и дается далеко не всем детям. Но главное – не унижать человека при всех, не оскорблять его. Она всегда наедине с ребенком выясняла причину неуспеваемости, помогала ему, занималась дополнительно, поддерживала морально. Все ее ученики в один голос заявляют: «Надежда Васильевна – учитель строгий, но справедливый!» А она говорит: «Я очень люблю детей, поэтому никогда конфликтов с учениками не было».
Выпускники вспоминают, что Надежда Васильевна не признавала двойки: «Если ты не готов к ответу, то плохую оценку в журнал Надежда Васильевна не ставила – давала возможность ответить в следующий раз. Настоящий учитель! Отмечала себе где-то карандашом и говорила: «Единичка тебе на память!»



Вместе с родителями
В 1960-е годы, когда Надежда Кузнецова только устроилась на работу, школу отапливали дровами. Печки были в коридорах.
– Зимой все вместе – родители, ученики и учителя – заготавливали для школы дрова. Мальчики с папами кололи чурки, а мы с девочками носили поленья и складывали их в поленницу, – вспоминает учитель. – Ученики сами прибирались в классах, а воду приносили ведрами с улицы Березовской.
Летом своими силами делали косметический ремонт: белили стены, красили парты, стулья и полы. По мнению Надежды Васильевны, благодаря физическому труду дети мало болели. Вообще, ребята были хозяевами в школе и хорошими помощниками учителям.
– У меня были консультанты из числа отличников. Они в перемену проверяли формулы кислот, названия солей и домашние задания. Оценивали очень строго. Не было никаких репетиторов, в школе знания ученикам давали прочные, – отмечает педагог.
Много воспоминаний Надежды Васильевны связано с пришкольным земельным участком. В советское время у каждой школы был такой участок, где ребята отрабатывали практику, учились земледелию.
– Для оформления цветочных клумб я советовала ребятам посещать магазины и запоминать рисунок на коврах, чтобы потом воспроизвести его из цветов, – рассказывает моя собеседница. – Рассаду выращивали с большим трудом на окнах в школе. Подоконники в классах были узенькие, а учеников по 40–42 человека, поэтому ящики с рассадой часто падали, растения повреждались, мы снова их сеяли. Перегной и навоз носили ведрами со скотных дворов опытной с/х станции. Дети с любовью ухаживали за насаждениями, вели дневники наблюдений. Урожаи были отменные. Картофель и ягоды продавали, вели строгий учет деньгам. На вырученные средства покупали сахар, варили варенье и компоты из смородины и малины. В сентябре устраивали «праздник урожая» с выставкой выращенной продукции и концертом, угощали учеников вареньем.
По мнению ветерана педагогического труда, школа должна не только давать знания, но и воспитывать замечательные качества учеников: чувство долга, товарищества, понимание красоты, стремление к знаниям, трудолюбие, патриотизм и культуру поведения.
Как сейчас многочисленные ученики вспоминают добрым словом Надежду Васильевну, так она вспоминает своих первых наставников – учителей и руководство школы.
– Когда я поступила на работу, директором был Геннадий Александрович Бакулин, завучем – Евдокия Сергеевна Каменных. Много добрых слов можно сказать о Евдокии Сергеевне, ее любили ученики и учителя. Умно, заботливо растила она учителей. Школа была сильна педагогами, мы, молодые учителя, брали пример с опытных А. С. Орловой, А. А. Власовой, Р. Н. Губиной, А. В. Вторушиной. З. К. Кошелевой. Много в моей памяти замечательных, талантливых учителей. Благодаря завучу Любови Семеновне Евстафьевой и директору Валентину Александровичу Деревянко школа была передовой, а коллектив – дружным и сплоченным. С этой школой связана вся моя жизнь. Пройдут годы. Многое забудется, но никогда не сотрется в памяти это старенькое здание, что стало мне родным, – школа № 8.

Учитель всегда с учениками: на уроке, уборке картошки и игре «Зарница»




Татьяна Пуртова директор школы № 1 имени Ю. Г. Созонова
- Надежда Васильевна долгие годы работала учителем химии в школе № 8, но есть еще факт ее преподавания в первой школе, а это около 20 лет. Надежда Васильевна учила деток, которые по разным причинам обучались на дому. Кто-то всегда, кто-то временно. И в любую погоду, в карантин она работала с ними и с родителями. Школа № 1 по сей день считает Надежду Васильевну своим учителем. Ее вклад неоценим!
Альфия Цымбалист (Серазетдинова) выпускница и педагог допобразования школы № 8
- Я познакомилась с этим педагогом, когда пошла в шестой класс. Помню ее удивительно добрые глаза, голос – мягкий и ласковый, она всегда доброжелательна и в то же время требовательна. И никогда не повышала голос на нас.
Помню, как выходили классом на школьный приусадебный участок, собирали для урока листочки, цветы, засушивали, рассматривали поочередно в микроскоп (их было два-три на класс), и каждый хотел задержаться у микроскопа подольше, чтобы получше рассмотреть и насладиться увиденным. А как интересно и увлекательно она рассказывала о строении цветов, насекомых, об их жизнедеятельности. Бывало, после уроков, под руководством Надежды Васильевны мы с удовольствием высаживали цветы на школьном участке, предварительно делая грядки, а осенью очищали участок от опавших листьев и закапывали их в грядки для удобрения. И к 1 сентября участок утопал в цветах, везде на подходе к школе красовались шикарные клумбы с цветами. Мне казалось тогда, что наша маленькая школа была самая красивая. И была гордость за то, что и мы приложили к этой красоте свои руки. И все это благодаря Надежде Васильевне! Не считаясь со временем (а ведь у нее семья, дети), она отдавала ребятам столько сил и энергии. И это помогало нам в первую очередь в сплочении класса и организовывало нас. И я уверена, что в каждом из нас она оставила частицу своей доброй и беспокойной души.
Спасибо вам, дорогая Надежда Васильевна, за ваше большое и чуткое сердце, в котором вместилось огромное количество ваших учеников, они помнят и любят вас!


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии