С 9 февраля школьники из большинства муниципалитетов Югры вновь сядут за парты. Но не стоит забывать, что дистанционное образование стало нашей новой реальностью. Этим форматом пользуются не только из-за коронавирусных ограничений, но и во время морозов. Как сконцентрировать внимание ребенка через экран компьютера и как психологически настроить его на выход после удаленки – рассказала учитель начальных классов из Лянтора Татьяна Грейть.
– В некоторых городах ограничения снимают, удаленку отменяют. Как снова настроить ребенка на очное обучение?
– Месяцы дистанционки действительно сломали привычный режим школьников. Они допоздна засиживались у телевизора, в телефонах и компьютерах, общались в чатах. Дети отвыкли от школы, от режима. В результате родители и педагоги зачастую сталкиваются с тем, что ребенок отказывается идти в школу. Ему тяжело проснуться, у него ухудшается поведение, он начинает хамить на уроках, неадекватно себя вести. А вернувшись из школы, может буквально валиться с ног.
Детям сложно переходить на очный формат. Они даже могут впасть в депрессию. Нужно понаблюдать за ними: какое у них настроение, какая двигательная активность, есть ли познавательный интерес, не повысилась ли утомляемость? Если есть отклонения хотя бы по трем пунктам, следует обратиться к психологу. Он поможет настроить ученика на рабочий лад. В такие моменты от родителей требуются забота, внимание и любовь. Нельзя оставлять ребенка наедине с этим состоянием. Погрузите его в доброжелательную обстановку. Чтобы у него не было барьеров и он открыто с вами общался, рассказывал, что его тревожит, какие проблемы беспокоят.
После возвращения с дистанционки бывает и страх неудачи. Может, у ребенка появился пробел в знаниях, и, выйдя в школу, он начал получать плохие отметки. И родители начинают ругаться. Школьник может замкнуться в себе, потерять интерес, мотивацию к учебе. Родители должны понимать, что это всего лишь оценки, цифры. Покажите ребенку, что вы на его стороне, что все поправимо: непонятную тему можно подучить, а плохие оценки – исправить.
– Часть муниципалитетов уже третью неделю продолжает учиться дистанционно. Посоветуйте, как сконцентрировать внимание ребенка в дистанционном формате обучения.
– Безусловно, дети много отвлекаются. И первый совет для родителей, учителей, детей – научиться пользоваться той образовательной площадкой, которую выбрал педагог. Ребенок должен знать, как включить микрофон, демонстрировать презентацию. Для этого учитель может провести дополнительное занятие и объяснить, как пользоваться образовательной площадкой. Иначе, когда ученик зайдет на урок, у него может начаться паника, стресс.
Второй совет – навести порядок на рабочем месте: никаких лишних предметов, игрушек. Ребенок должен быть сконцентрирован на уроке. Если он подключается через компьютер или ноутбук, все ссылки, кроме образовательной платформы, нужно закрыть, чтобы всплывающие окна и уведомления его не отвлекали. Проводя уроки, я слышу, как у детей приходят уведомления на телефон. Я прошу убрать его, выключить, ведь это такой же урок, как и в классе.
– А есть рекомендации для педагогов?
– Чтобы дети не разглядывали, что находится за учителем, разные мелкие детали, желательно вести урок на светлом однотонном фоне. Тогда ребята сконцентрируются на учителе и том, что он показывает. Когда педагог включает презентацию, запускает видео, нужно комментировать свои действия. Ребенок почувствует, что с ним взаимодействуют.
А еще следует постоянно просить обратную связь от детей, спрашивать, понятна ли им тема. Это особенно важно для неусидчивых, импульсивных ребят, у которых слабая мотивация к обучению. Их нужно регулярно спрашивать и поощрять, хвалить за ответы. Важно делать уроки разнообразными, чтобы дети могли включать презентации, ролики. Это удержит внимание школьников перед мониторами.
Технический совет – делать видеозаписи урока. Если ребенок что-то не расслышал, не понял, по какой-то причине пропустил, это позволит ему просмотреть материал и закрыть пробелы.
Еще один важный момент – это гимнастика. Она может быть зрительной, дыхательной, можно даже подвигаться и потанцевать. Можно задать детям отстраненные вопросы, например: что вы видите за окном, чем вы сегодня завтракали? Так дети отдохнут, ведь, проводя 20–30 минут у компьютера, они очень устают.
– Как не дать ребенку почувствовать себя на каникулах?
– Ребенок сидит дома, занимается учебой, но никуда не ходит. Отчасти это и правда напоминает каникулы, что очень опасно. Помогите ему организовать свое рабочее время, подробно расписать режим дня.
Утром он не спит до обеда, а встает в школу, умывается, делает зарядку, разминается, завтракает и бодрым садится за уроки. Он не может проводить время свободно. После занятий можно отдохнуть, но важно помнить, какие задачи ему нужно выполнить в течение дня.
Не позволяйте задерживать выполнение домашнего задания. Если ребенок не захотел делать его днем и откладывает на вечер, то поздно уже не захочется, а если перенести на утро – есть риск не успеть. Так нарастает снежный ком. Не идите у детей на поводу. Не делайте за них домашнюю работу. Каждый педагог знает достижения своих учеников и сразу это заметит. Если ваш ребенок не справился, лучше помогите разобраться в теме.
Не позволяйте поздно ложиться спать. Если ребята на уроке невыспавшиеся, то работоспособность у них очень низкая.
– Считается, что в дистанционном формате вся работа по обучению ложится на плечи родителей. Так ли это? Нужно ли родителям дополнительно заниматься с ребенком в период ограничений, или достаточно того, что ребята проходят в онлайне?
– Время дистанционного обучения многие родители восприняли как испытание. Потому что их работу никто не отменял – они заняты с утра до вечера. А дома на них сваливается еще и помощь в онлайн-образовании наших детей. Но родители тоже несут ответственность за получение образования детьми. Учитель дает знания, а родители дома должны закрепить пройденный материал. Хотя это и сложно, требует много времени.
– Как быть, если ребенок был на уроке, но из-за технических проблем, плохого интернета не усвоил материал?
– Иногда рабочие площадки не справляются, это большая проблема. Когда педагог ведет урок, а ученик то выходит, то заходит, потому что его постоянно «выкидывает», это сказывается на знаниях школьника. В такие моменты он сконцентрирован на том, чтобы зайти на образовательную площадку. А когда зашел – уже не понимает, о чем говорит учитель. Для этого и делается запись урока – чтобы ребенок мог пересмотреть его и разобраться в теме.
Опубликованных комментариев пока нет.