×
Аналитика
0

Учиться и учить

30 педагогов Югры и Ямала повысили квалификацию на базе Сургутского музыкального колледжа по проекту «Творческие люди» нацпроекта «Культура»


Первокурсница Сургутского музыкального колледжа Елена Леонова конец октября 2019 года, пожалуй, запомнит надолго. В эти дни будущий педагог по классу скрипки стала «испытательным образцом» для своих уже состоявшихся коллег сразу из двух регионов страны. Ее педагог по специальности — Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Елена Галяга провела с участием студентки мастер-класс для преподавателей детских школ искусств и учреждений профессионального образования (музыкальных колледжей) семи муниципалитетов — Сургута, Сургутского района, Нижневартовска, Нефтеюганска, Октябрьского района, а также Муравленко и Тазовского (Ямал).

Мастер-класс Елены Галяги стал одним из двух десятков мероприятий шестой всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства», которую провел на базе Сургутского музыкального колледжа департамент культуры региона в последние выходные октября.

Секретами преподавательского и исполнительского мастерства с коллегами из детских школ искусств и ДМШ небольших городов и поселков Югры и Ямала делились не только сургутские педагоги среднего звена (в системе музыкального образования существует так называемая «трехступенчатость»: ДШИ – колледж – вуз). Повысить квалификацию музыкальных педагогов и поработать с талантливыми студентами приехали московские профессора — Вячеслав Круглов (домра) — народный артист РФ, профессор кафедры струнных народных инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных, Сергей Осокин (аккордеон) — доцент кафедры народного исполнительского искусства Московского государственного института музыки им. А. Г. Шнитке, лауреат всероссийских и международных конкурсов. И Ростислав Буркин (виолончель) — старший преподаватель кафедры виолончели, контрабаса и арфы Российской академии музыки им. Гнесиных.


Программа конференции получилась крайне насыщенной: мастер-классы, открытые лекции, дискуссии, круглые столы и даже концерты приглашенных профессоров. Очень интенсивные курсы повышения квалификации практически без отрыва от производства: обучение педагогов проходило с пятницы по воскресенье.

Организовать такое обучение удалось благодаря нацпроекту «Культура». Задача одной из трех его компонент, реализуемых на территории Югры, — проекта «Творческие люди», как раз и заключается в проведении мероприятий, позволяющих творческим людям в регионах — уж простите за тавтологию — повышать квалификацию, делиться опытом и просто общаться на профессиональные темы. При этом, сводя к минимуму затраты на указанные цели из местных бюджетов.


Отправлять учителей музыкальных школ на стажировки в столичные консерватории задача для большинства муниципалитетов страны неподъемная. Даже для нашего богатого региона. А вот привезти профессуру на места, тем более за счет средств федерального бюджета— уже совсем другая история.

Повышение же квалификации педагогам-музыкантам сегодня необходимо, наверное, как никогда. В нотах, само собой, ничего не изменилось. Их по-прежнему семь. А вот в системе музыкального образования появились новеллы. В частности, ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт.

— Для детских школ искусств эта тема очень серьезная. Эти стандарты появились в системе дополнительного образования совсем недавно, — пояснила замглавы Сургутского района Татьяна Османкина. — Для педагогов важно понять, как должна быть структурирована рабочая программа, какие ее отдельные разделы можно модернизировать и так далее.

Педагоги Сургутского района не только слушали наставников из среднего и высших «эшелонов», но и сами делились опытом с коллегами. Благо, есть чем. Во многом он уникальный.

Первый пункт — это правило, действующее в ДШИ Сургутского района с 2018 года. Прежде, чем поступить на основной курс в школу искусств за счет бюджета, ребенок пробует свои силы и проверяет интерес на подготовительных курсах за счет родителей не по одному, а сразу по нескольким направлениям.

Ребенок может попробовать себя сразу в нескольких программах, потом проходит конкурсный отбор, по результатам которого получает право поступить на обучение по предпрофессиональной программе за счет средств муниципалитета («пробные» курсы оплачивают родители, — ред).


— На первый взгляд, такое решение затрагивает финансовые интересы родителей. Но, с другой стороны, у ребенка должна быть возможность попробовать себя в разных амплуа — нескольких программах, — считает замглавы Сургутского района Татьяна Османкина. — Он отдельными модулями может испытать свои способности и интересы в изобразительном искусстве, декоративно-прикладном творчестве, игре на народных инструментах, в вокале и проч. Выбрав то, что ему действительно интересно, он получает большую мотивацию к дальнейшим занятиям. Ну и для педагогов и родителей такое решение дает тоже большой плюс: понимание, насколько способен ребенок заниматься тем или иным видом творчества.

Вторая особенность организации дополнительного образования в Сургутском районе — особое внимание педагогов ДШИ к одаренным детям. Такой подход применяется сегодня во многих муниципалитетах региона, но Сургутский район стал одним из первых муниципальных образований Югры, внедривших специальные программы для наращивания творческого потенциала ребенка через участие его в музыкальных конкурсах высокого уровня — федеральных и даже международных. С особо одаренными детьми не только дополнительно занимаются педагоги. Муниципалитет также находит возможность отправлять свои юные дарования в творческие поездки — и мир посмотреть, и себя показать. Показывать есть что. Счет лауреатов ведется на десятки.

Ну и третий достойный опыт, которым поделилась с коллегами уже администрация Сургутского района — это подходы к материально-техническому оснащению детских школ искусств. Оно тоже находится в зоне особого внимания. По договору с министерством культуры РФ Сургутский район в рамках нацпроекта «Культура» получил средства на оборудование, заключил 35 контрактов на общую сумму более 14 млн рублей. До 1 декабря текущего года все контракты будут исполнены, и наши детские школы искусств получат музыкальное оборудование.

— На следующий год мы очень хотим стать участниками проекта «Цифровая культура», что позволит нам получить грант на приобретение и установку виртуального концертного зала хотя бы для одного из культурно-досуговых центров наших поселений, — поделилась планами Татьяна Османкина. — Очень хотим поучаствовать в проекте на поставку модульных библиотек. Три муниципалитета Югры по этому проекту уже получают средства для развития библиотечного дела. У нас очень много планов. Будем реализовывать.


Теги статьи: #нацпроекты

Автор текста: Маргарита Стройнова   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии