В нашей стране существует традиция - ругать дороги. Обсуждать, как все плохо, и при этом оставлять разговоры на кухне. Для тех, кто готов не только критиковать, но и объективно оценивать ситуацию, а также предлагать варианты решения проблем, в Югре запушен крауд-проект «Дороги Югры».
Узковато будет
Проект стартовал 13 ноября и продлится три недели. Как рассчитывают организаторы - окружной департамент дорожного хозяйства и транспорта и центр «Открытый регион» - это мероприятие позволит решить проблему плохих автотрасс с помощью объединения сил чиновников и активной части населения региона. Кстати, народными экспертами выразили желание стать триста югорчан, в числе которых представители НКО, социального предпринимательства, бизнеса, органов власти. Каждый, кто зарегистрировался, принимает участие в обсуждениях, касающихся приоритетных направлений строительства и реконструкции региональных автодорог, дорожной инфраструктуры. Уже сейчас активисты высказывают свое мнение о качестве региональных магистралей и своем видении решения дальнейших проблем. Одна из тех, что в топе обсуждений, узкие дороги.
- Никто не будет спорить, что безопасность на дорогах, в целом, зависит от нас, участников дорожного движения. Но и сбрасывать со счетов слишком узкие дороги тоже нельзя, - считает одна из добровольных помощниц Светлана. - Я думаю, что как минимум три полосы обязательно должны быть, а в идеале - четыре.
Кроме того, Светлана отмечает, что и сервис придорожный необходимо развивать.
- Покушать остановиться, да и элементарно отдохнуть крайне важно. Шиномонтаж встречается на наших трассах редко. Не спорю, для бизнеса необходима, в первую очередь, окупаемость вложений. Может, какие-либо налоговые льготы смогли бы стимулировать предпринимателей, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее.
Если бы не одно «но»
Другой участник соглашается, что дорога в четыре ряда да еще и с разделительной полосой в виде лесонасаждений, была бы гораздо безопаснее ныне существующих. Но признает: есть одно «но».
- Геометрия дороги, в том числе и ширина, определяется ГОСТом, где четко прописано, какая должна быть ширина в зависимости от интенсивности движения. Например, между Югорском и Советским интенсивность машин составляет триста единиц в сутки. И сразу понятно, что никто не позволит строить в таком случае здесь даже трехрядную дорогу. Проект «завернет» государственная экспертиза сразу же!
По мнению эксперта, для решения вопроса нужно настаивать на изменения ГОСТов. Он уверен, что ключевым показателем при выборе размеров дорог должны быть не интенсивность, а безопасность людей.
Еще один участник Александр, имеющий большой водительский стаж, также соглашается, что дороги должны стать шире:
- Проблем в округе существует много. Самая большая - узкие дороги, что отражается, в первую очередь, на безопасности дорожного движения. Мало разъездов, возможностей маневрирования. Иногда встречаются необоснованные ограничения обгона. Если по дороге движется тихоход, то образуется многокилометровая вереница из автомобилей, что повышает аварийную опасность. Зачастую передислокация тихоходного транспорта производится перевозчиками своим ходом, тогда как такой транспорт должен перевозиться на тралах. Считаю, что нужно вводить ответственность перевозчиков такого вида транспорта.
Дорогие дороги
Как говорят организаторы проекта, желания и органов исполнительной власти и жителей автономии совпадают на сто процентов. Хочется построить и реконструировать максимально возможное количество дорог. Но на все нужны деньги. Реализация всех желаний невозможна в условиях жестких финансовых ограничений, предусмотренных региональным бюджетом. Кроме дорог существуют и другие не менее важные сферы жизни - здравоохранение, образование, спорт, социальная поддержка мало-обеспеченных людей. Поэтому сегодня необходимо определять приоритетные объекты для строительства и реконструкции. Критерии могут быть разными. Например, обеспечение населенных пунктов, не имеющих постоянной связи по дорогам с твердым покрытием с сетью региональных дорог, сокращение протяженности пути между городами и весями, повышение безопасности движения, устранение участков концентрации ДТП и многое другое.
Стоит отметить, что недавно в Югре приняты поправки в окружной Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в ХМАО-Югре». Это значит, что появится возможность предоставления государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат реконструкции инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры. Внесение этих изменений позволит реализовать в округе и проекты по развитию транспортной инфраструктуры с участием частных инвесторов. Напомним, что в своем Ежегодном Послании к жителям округа, представителям общественности и народным избранникам губернатор Наталья Комарова заявила о начале формирования нового межотраслевого кластера «Техника и технологии для Севера». В 2018 году запланированы субсидии на возмещение части затрат, в том числе и по созданию и капитальному ремонту объектов транспортной инфраструктуры.
Толковая работа
Между тем, нижневартовские общественники уже давно не сидят сложа руки. Правда, решают «дорожные» вопросы не окружного значения, а внутригородские. Только в этом году активисты провели более шестидесяти рейдов, проверяя состояние и качество трасс. В программу по благоустройству Нижневартовска внесено 16 тысяч предложений от жителей, и большая часть из них касается именно дорожного хозяйства.
- Огромный толк от совместной работы власти и нас, общественников, - уверен председатель комитета по городскому хозяйству общественной палаты Нижневартовска Николай Суркин. - Сами посудите, сколько сделано за последнее время. Наконец привели в порядок дорогу в районе Дома быта «Кристалл», добились обустройства парковки около второй окружной больницы. Именно нам удалось привлечь внимание к аварийно-опасной улице 5-П. Написали открытое письмо главе города с просьбой разграничить на этой дороге потоки, установив там разделительные железные или бетонные ограждения. Как результат: наши пожелания внесены в программу на следующий год, все будет сделано.
Как отмечает главный общественный контролер, безусловно, не все идеи и пожелания легко воплотить в жизнь сразу, учитывая, что дороги - это одна из самых затратных статей бюджета. Рассчитывать, что в один день приведут в порядок довольно запущенное хозяйство, не стоит. Но главное - есть подвижки.
Геннадий Котляров,начальник Нижневартовского управления по дорожному хозяйству:
- В нашем городе общественность к решению вопросов, касающихся ремонта, строительства дорог, привлекается давно. Проходят общественные слушания, совместные выезды и приемка дорог. Мнение людей учитывается в первую очередь, именно они расставляют приоритеты. После согласования с жителями города, депутатами и с учетом рекомендаций госавтоинспекции и принимаются решения.
Опубликованных комментариев пока нет.