×
Экономика
0

Угроза нефтянке?

Профессор РАН рассказал сургутянам о стремительной экспансии электромобилей


В 2018 году производство электромобилей в мире выросло на 25%. Такого роста еще три года назад не ожидали даже самые оптимистичные эксперты. Производство бензиновых авто притом в ряде крупнейших концернов снижается. Профессор российской академии наук Юрий Добровольский на прошлой неделе провел в Сургуте бесплатную лекцию о перспективах этой отрасли.

Идеален для города
Поговорить с местной аудиторией на злободневную тему Юрия Добровольского пригласил Сургутский интеллектуальный клуб. Лекция заинтересовала специалистов технического профиля, преподавателей и учащихся школ и вузов. Специалистов местных компаний топливно-энергетического комплекса и представителей городской власти наблюдать не приходилось. Но, пожалуй, зря они не почтили вниманием профессора, ведь те тенденции, о которых говорил Добровольский, не просто стремительно завоевывают мир, но и грозят значительным сокращением потребления нефти.
— Производство электромобилей в мире в этом году выросло на 25%. В 2015 году их было только 55 тысяч штук. Прогноз увеличения их производства на сегодня перевыполняется, — сообщил профессор РАН. — При этом упали продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Электромобили, естественно, пока не превзошли их по количеству, но оно растет гораздо быстрее. Основной потребитель электромобилей сейчас — Китай. На втором месте США. При этом, конечно, они не озабочены низкими температурами воздуха, как жители нашей страны.
Электромобиль — это идеальный городской транспорт, говорит лектор из Москвы. Он создан для преодоления небольших расстояний на территории, где в достаточном количестве есть зарядные станции. Если электромобили станут еще дешевле, то вытеснят все остальные автомобили из городского автопарка, убежден Добровольский. О снижении стоимости этого транспорта говорят и тенденции последних лет, и волевой настрой американского инженера, владельца крупнейшей в мире компании-производителя электромобилей Tesla Илона Маска. По его словам, уже к 2023 году «тесламобиль» сравняется по цене с автомобилями эконом-класса.

Третий заход
Механизм замены двигателей внутреннего сгорания на электрические уже запущен, и теперь его не остановить, уверены эксперты. Это мнение Юрий Добровольский подкрепляет тем, что человек в своих преобразованиях всегда был мотивирован одним главным фактором — стремлением к комфорту.
— Человек — очень нежное существо, — постулирует профессор. — И каждый раз, когда мы говорим о пересадке на новый вид транспорта, мы говорим о комфорте для человека. Лошадь в начале XX века была гораздо дешевле автомобиля. Она была гораздо более понятной для человека и менее травмоопасной. Первые автомобили, кстати, еще и нередко взрывались. Мы хотим развиваться с точки зрения удобства нашей окружающей среды. Электромобиль, безусловно, удобнее автомобиля с ДВС: у него более мягкий ход, он совсем бесшумный, не производит вредных выбросов в атмосферу.
Юрий Добровольский напомнил публике, что электромобиль — это не технология нашего времени. Он существовал всегда и еще в XIX веке мог получить значительное развитие, однако мировая общественность выбрала другой путь развития, не сумев преодолеть значительные недостатки этого транспорта: катастрофически долгую продолжительность полного заряда и очень маленькие расстояния, которые такой автомобиль мог преодолеть. К этой идее пытались вернуться и в 1950–1970-е годы, когда уровень загрязнения городов стал сильно беспокоить их жителей. Впрочем, и тогда развитие инженерной мысли не позволило добиться прогресса в вопросе. Сейчас электромобили пытаются покорить мир в очередной раз. Основной вопрос – в поиске наиболее эффективного источника энергии, который позволит комфортно проходить длительные расстояния без подзарядки.
— Если учитывать тенденции развития науки в последние двадцать лет, то мы сможем максимум в два раза увеличить пробег электромобилей. Не более того, — говорит Юрий Добровольский. — При этом я не исключаю, что может появиться какое-то революционное решение. Если необходимо очень долго двигаться, используя большую энергию, то самое лучшее — это топливные элементы.

Другие альтернативы
Значительное время своей лекции профессор РАН уделил другому альтернативному источнику энергии — водороду. Его энергоемкость может составлять до 800–900 Вт/час на кг, и это самый подходящий вариант для общественного и грузового транспорта. Те же электробусы, которые год назад масштабно закупила администрация Москвы, по мнению Добровольского, не показали каких-то внушительных преимуществ перед автобусами на ДВС. Они испытывали проблемы с передвижением в морозную погоду, а тот факт, что при их отоплении используется дизельное топливо, и вовсе вызывает непонимание, в чем тогда смысл использования альтернативного двигателя.
Сейчас двигатели на водородном топливе составляют значительную конкуренцию электрическим. И то, что пока выигрывают последние, по мнению лектора, вызвано исключительно маркетинговым талантом владельца Tesla Илона Маска.
В России процессы перехода на электротранспорт очевидно будут происходить медленнее, чем в мире. В нашей стране пока не занимаются качественным развитием соответствующей инфраструктуры, да и климатические условия являются сильным сдерживающим фактором — не может литий-ионные аккумуляторы эффективно работать при низких температурах. Без теплого гаража и регулярного содержания там электромобиля в том же Сургуте далеко не уедешь.
По завершении лекции Юрию Добровольскому задали вопрос, интересующий большую часть публики: а с нефтью что будет?
— Добывать ее будут, но наверное не в таких количествах, — ответил профессор. — Стоит вспомнить, что еще Менделеев говорил о том, что использовать нефть, как топливо, все равно, что применять для этого и купюры. У нефти есть другое предназначение — химический синтез. В этом и есть будущее углеводородов.

В продолжение темы

Председатель Сургутского интеллектуального клуба, депутат думы Сургута Алексей Кучин: 
— На недавнем форуме «Нефтяная столица» была озвучена масса проблем нефтяной отрасли. И развитие альтернативного транспорта как раз призвано решить одну из них. Если нефтепродукты будут меньше использоваться в автомобильном транспорте, то нефтяники только скажут спасибо. Тогда углеводороды получат более грамотное применение и маржинальность производства вырастет.


Фотографии сюжета / 1 фото

Автор текста: Наталья Антонова    Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии