Последние новости

21:13

Югре покидает свой пост главный архитектор

20:25

Полпред Владимир Якушев и Александр Моор обсудили план действий при паводке

20:04

В думе Сургута обсудили судьбу 66 объектов самовольного строительства

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

19:47

Более 100 добровольцев со всей страны спешат на помощь Курганской области

19:18

Владимир Якушев сообщил об эвакуации населения из-за паводка в Тюменской области

19:00

В Сургутском районе пройдет «Библионочь – 2024»

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

18:30

В Сургуте стартует XII Молодежный фестиваль искусств «Зелёный шум»

18:17

В Нижневартовске пройдет региональный чемпионат «Абилимпикс» – 2024

18:00

В Березовском районе проводят капитальный ремонт участковой больницы

14 апреля

В Ханты-Мансийске пройдет Окружная студенческая весна: зрителем может стать любой желающий

16:37

Югра стала одним из лидеров по цифровой трансформации среди регионов РФ

16:00

В Сургутском районе пройдет «НЕфорУМ»

15:26

Дети из Белгородской области побывали в музее пожарной охраны в Нижневартовске

12 апреля

Наталья Комарова в День космонавтики пообщалась со школьниками Югры и Белгородской области

Читать все новости

Уходит поезд в нашу юность, уходит поезд во вчера

В Югре
1 ноября 2019 11:00
Фото: Александр Онопа, Леонид Березницкий

«Мостовики всегда начинают с нуля. Приезжают на голое место. Ставят вагончики, строят поселки. Мост дарит людям дорогу. Дорога приносит жизнь…»

Из интервью с Валентином Федоровичем Солохиным в газете «К победе коммунизма».

Поезда — пассажирские и товарные, убегающие вдаль рельсы, отливающие холодным блеском, разноцветные огоньки семафоров… Мое детство прошло в Новосибирске, на крупном железнодорожном разъезде, где встречаются поезда на однопутной линии. На разъезде они могут разминуться, пропустить, обогнать один другого. В этом месте стальных нитей раз в десять больше — наверное поэтому наш разъезд и назывался Первым. Пробежав несколько сотен метров параллельно друг другу, пути вновь как бы сливаются, и железная дорога уходит дальше, в необозримые дали Западной Сибири.
Вся социальная инфраструктура нашего района была взращена железной дорогой: и поселки, и клубы, и школа, где я училась, и три-четыре завода средней мощности работали все на то же всесильное МПС.
Мой отец, конечно же, был железнодорожником, инженером, коммунистом, награжденным еще перед войной суперпопулярным в профессиональной среде знаком «Почетный железнодорожник». Каждый день он отправлялся на завод в неизменном форменном кителе. Зимой — в шинели. Немного погодя за мной забегала подружка, и мы неслись в школу. Нечего и говорить — все наши пути-дороги пролегали по многочисленным стальным путям или тропинкам по краю насыпей.
В первое воскресенье августа все дружно отмечали День железнодорожника. Папа надевал праздничный китель с погонами и отправлялся с друзьями-заводчанами выпить стопочку-другую, обсудить международное положение, спеть про «дикие степи Забайкалья» (наша семья долгое время жила в этом краю).
Через несколько лет железнодорожное полотно моей жизни совершило поворот и привело меня в далекий северный край. И здесь жили люди — но сюда не шли поезда! Сургут был оторван от Большой земли (так и писали про остальной мир — Большая земля, с прописной буквы). Зато динамика жизни в Сургуте захватывала, словно проносящийся мимо с бешеной скоростью состав.
Кипучее, стремительное было время, время сумасшедших тиражей и всеобщей читательской любви. Журналистов «К победе коммунизма» (ныне «Сургутская трибуна») буквально знали в лицо, нам было позволено многое — но и спрос был жесткий, и мы об этом всегда помнили.
В один прекрасный день 1971 года наш редактор Анатолий Прохорович Зубарев, человек инициативный и увлекающийся, сообщил на планерке: принято решение аж в ЦК партии о строительстве моста через Обь для железной дороги Тюмень – Тобольск – Сургут.
— А нашей редакции, — подытожил Анатолий Прохорович, — предстоит выпускать специальный листок соревнования строителей моста через Обь, который так и назовем — «Мост».
К тому времени мостовики уже обосновались в десяти километрах от Сургута — в урочище Барсова гора, неподалеку от будущей стройки, и строили себе жилье.
Так и произошло. В тематическом приложении газеты «Мост» освещались трудовые рапорты мостостроителей, журналисты рассказывали о том, что сделано, о людях, которые трудились на этом уникальном объекте. А на первой странице велся обратный отсчет: до первого поезда осталось 726 дней, 227, 92 дня…
Мне довелось быть ответственной за выпуск приложения, а вот основная нагрузка лежала на журналисте Викторе Семенове. Впрочем, помогала вся редакция — с творческим энтузиазмом и напором. Считалось престижным съездить «на Мост» и привезти оттуда что-либо этакое, ударное.
Железнодорожный переход через Обь строили несколько мостостроительных организаций: мостоотряд №15 — в то время им руководил Валентин Федорович Солохин, наш знаменитый мостостроитель, Почетный гражданин города Сургута, ставший впоследствии гендиректором треста Мостострой №11. А также — Мостоотряд №29, которым руководил Анатолий Викторович Моисеев, и Мостопоезд №442 — во главе его стоял Павел Николаевич Тоболяков.
Отряды двигались навстречу друг другу.
Годы строительства были сложнейшие. Популярный в Союзе журнал «Юность», главным редактором которого был писатель Борис Полевой, регулярно помещал на своих страницах рассказы, очерки, корреспонденции о стройке и ее героях. Был учрежден переходящий вымпел: раз в квартал его вручали лучшей строительной бригаде.
В Сургутский горком комсомола тех дней приезжали обветренные таежными ветрами ребята с мостового перехода, из мехколонн и строительно-монтажных поездов — этих плацдармов, откуда шло наступление на вековую глушь.
Тогда очень популярна была незамысловатая песенка: «Дорога железная, как ниточка, тянется, а то, что построено, все людям останется». Ее пели хором, под гитару, кричали с открытых кузовов грузовиков, а однажды, поздней ночью, мы спели ее даже шепотом — чтоб не разбудить соседей.
Так вот, эта «железная ниточка» именно так и выглядела из космоса — об этом нам рассказывали приезжавшие в Сургут, город шести Всесоюзных ударных строек, космонавты. Недаром возведение железнодорожного перехода через Обь называли стройкой века. В те годы он являлся одним из крупнейших среди подобного рода объектов в Европе и третьим по протяженности в СССР. Железнодорожный мост был построен в рекордно короткие сроки.

В октябре 1988 года сто лучших представителей молодежи стройки-дороги от Тюмени до Нового Уренгоя написали письмо-обращение к молодежи XXI века и заложили капсулу с ним на высоком яру в поселке Менделеево. В обращении к будущим потомкам говорится: «Нас сотня юношей и девушек, нам по 19–25 лет. Мы, строители железной дороги до таежного нефтяного Сургута и далее, съехались со всей многокилометровой трассы, чтобы подписать и послать вам, поколению XXI века, это письмо… Оно дойдет к вам без почты и телеграфа. Его понесет сама Земля-матушка сквозь время, вращаясь вокруг солнца. И через 50 оборотов, 29 октября 2018 года, мы завещаем вам, новому поколению, вскрыть наш сейф-капсулу, прочесть наши имена и помянуть нас всех добрым словом…».
И точно в назначенный срок, в праздник 100-летия Ленинского союза молодежи, собравшиеся в Сургуте комсомольцы Ханты-Мансийского округа, вскрыли эту капсулу и прочитали послание из ХХ века. Собравшиеся стоя приветствовали эти пламенные строки. И я снова вспомнила этот день 1975 года — солнечный и прекрасный день 5 августа.

И в один из замечательных дней с космической точностью произошло воссоединение берегов: 5 августа 1975 года по мосту прошел первый поезд. Состав был подготовлен заранее — 50 вагонов с грузом в четыре тысячи тонн. В основном это было оборудование для нефтяников, газовиков, строителей ГРЭС, а также продукты, овощи и …пиво для северян. Два вагона!
И сейчас, спустя сорок с лишним лет, встреча первого поезда наиболее ярко высвечивается в моей памяти: настолько грандиозным оказалось это событие, такая оглушающая радость, ликование владели всем сургутским народом. Казалось, весь город — до последнего его жителя — приехал увидеть результаты своего упорного труда. День был рабочий — вторник, но большинство руководителей отпустило людей своими глазами увидеть первый поезд на сургутской земле. Автомобили, автобусы заполонили все пространство перед вокзалом — а был это наскоро сооруженный деревянный барак.
Журналистов всех мастей на противоположный берег Оби доставили на катере. Сколько сновало по Оби, под мостом, судов и суденышек, сколько приветственных криков, оркестров, гудков сливались в одну торжествующую симфонию!
А в небесах стрекотали вертолеты, с них сыпались листовки, поздравления. И торжественный голос Бориса Полевого, покрывая всю какофонию, вещал: «Родные мои! Вы дошли! Этот день наступил!».
Мы перебрались с помощью катера на противоположный берег, где, пыхтя, затормозил пассажирский поезд с гостями из Москвы и Тюмени и куда уже посадили всех мостостроителей. Мест в вагоне не было – даже стоячих, многие заняли «плацкарт» на крыше вагонов. Журналисты перебрались в тамбур.
Но вот грянул духовой оркестр, и пополнившийся пассажирами поезд с плакатом на кабине «Здравствуй, Сургут!» въехал на усыпанный цветами и празднично украшенный мост. И состав тронулся по рельсам, уложенным на мосту.
Привести его в город на Оби поручили машинисту Вячеславу Щербакову. Когда проезжали через мост, скопившиеся внизу суда приветствовали наш поезд долгими гудками. Матросы высыпали на палубу, махали руками, бросали цветы.
На площади перед деревянным зданием вокзала собралось много народа. У всех было радостное, мажорное настроение. Люди пели, плясали, играли на баянах, аккордеонах… Здесь же состоялся митинг. Машинист Вячеслав Щербаков выступил на этом митинге и вручил памятный жезл руководству мостостроителей. 
В августе в наших краях буйно цветет кипрей, обычно заселяющий опушки тайги. А тут кипреем успели зарасти железнодорожные насыпи. Встречавшие обрывали сиреневато-розовые метелки и устилали рельсы, цветами был изукрашен тепловоз.
В жизни городов и поселков Тюменского севера 1975 год можно смело назвать поворотным, знаменательным: наконец-то «Большая земля» стала ближе, и не только самолетом теперь можно было долететь в наш таежный край.
От Сургута пошла железная дорога на Нижневартовск, Уренгой, в 1980 году рельсы достигли станции Коротчаево. Тот самый локомотив сейчас установлен на привокзальной площади Сургута.
Только сейчас, с высоты прожитых лет и достигнутых комфортных условий, прошедшее оценивается по-другому — и приходит удивление: а КАК мы смогли?! А это МЫ смогли?!
Дружный восторг всех членов бюро горкома партии вызвала резкая отповедь первого секретаря Николая Григорьевича Аникина в ответ на чье-то выступление, где промелькнули слова о Большой земле: «Большой земли для сургутян больше нет, мы теперь сами Большая земля. Пойдем дальше, на север, восток, запад!».
Мой репортаж в газету «К победе коммунизма» о встрече первого поезда заканчивался такими словами: «…Тихо, будто оживая, запели рельсы. Где-то вдали родился гудок, долгий, протяжный. Ожидание разлито кругом. Но вот дрогнули, затрепетали сиреневые свечи кипрея по бокам насыпи, и на вас обрушивается всей своей силой и скоростью состав. Бешеный ветер движения захватывает все вокруг. Кажется, еще минута — и вас тоже втянет в этот несущийся мимо поток и помчит на край света. Но внезапно все обрывается и смолкает. Состав уже где-то вдали вспарывает тишину. А вас снова обступает безмолвие летнего полдня…».
В январе 1978­ года было образовано Сургутское отделение Свердловской железной дороги. В жестокие рождественские морозы на станцию Сургут прибыл первый десант железнодорожников во главе с начальником нового отделения Анатолием Александровичем Боковым. У меня буквально с первых минут знакомства с этим замечательным человеком возникло чувство сильнейшей симпатии — настолько он и внешне, и внутренне походил на другого «почетного железнодорожника» — моего отца.
К тому же Анатолий Александрович Боков органично влился в ряды таких мощных «командиров производства», какими во все времена обладал Сургут, заслужив огромное уважение и признание всего города.
Под его руководством Сургутское отделение выросло в мощный транспортно-производственный комплекс, который обеспечил в сжатые сроки доставку грузов на Север, что  способствовало ускоренному развитию нефтегазовой промышленности Тюменской области.
Железная дорога Тюмень – Сургут – Уренгой (Нижневартовск) стала транспортным стержнем всего края.
Сегодня Сургутское отделение СвЖД — это 1284 километра магистрали, охватывающие территорию трех субъектов Российской Федерации: юга Тюменской области, Ханты-­Мансийского и Ямало­-Ненецкого автономных округов.
В ближайшие годы сургутянам предстоит построить второй автомобильный и третий по счету мост через великую Обь. А значит, строителям моста и стальных магистралей придется работать с опережением сроков, что называется — впереди паровоза.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:13

Югре покидает свой пост главный архитектор

20:25

Полпред Владимир Якушев и Александр Моор обсудили план действий при паводке

20:04

В думе Сургута обсудили судьбу 66 объектов самовольного строительства

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

19:47

Более 100 добровольцев со всей страны спешат на помощь Курганской области

19:18

Владимир Якушев сообщил об эвакуации населения из-за паводка в Тюменской области

19:00

В Сургутском районе пройдет «Библионочь – 2024»

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

18:30

В Сургуте стартует XII Молодежный фестиваль искусств «Зелёный шум»

18:17

В Нижневартовске пройдет региональный чемпионат «Абилимпикс» – 2024

18:00

В Березовском районе проводят капитальный ремонт участковой больницы

14 апреля

В Ханты-Мансийске пройдет Окружная студенческая весна: зрителем может стать любой желающий

16:37

Югра стала одним из лидеров по цифровой трансформации среди регионов РФ

16:00

В Сургутском районе пройдет «НЕфорУМ»

15:26

Дети из Белгородской области побывали в музее пожарной охраны в Нижневартовске

12 апреля

Наталья Комарова в День космонавтики пообщалась со школьниками Югры и Белгородской области

Читать все новости