Последние новости

21:49

В России расширился перечень жизненно важных препаратов

21:01

Продажи новых планшетов на Авито в Югре выросли на 43%

20:06

В России за пять лет почти в два раза выросло число точек продажи спиртного

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

19:26

В Сургутском районе на майские праздники введут особый противопожарный режим

19:19

Югорчане помогут жителям Макеевки в вакцинации и стерилизации собак

18:21

В Югре обсудят реализацию концепции развития социального и молодежного предпринимательства

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:00

Почти 70 тысяч туристов посетили Сургутский район с начала года

17:33

Врач-реабилитолог рассказала, чем грозит работа без выходных

17:09

В нескольких поселениях Тюменской области объявлена эвакуация населения

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:03

В Сургутском районе научили составлять родословную семьи

15:46

В Сургутском районе готовятся к возможным паводкам

15:43

Югорчан приглашают принять участие в Международной премии #МЫВМЕСТЕ

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

Читать все новости

Урай, Россия, лети!

Когда миллионы зрителей в прямом эфире наблюдали за тем, как впервые в истории рванул к звездам «киноэкипаж» с Шипенко и Пересильд на борту, в трех тысячах километрах от Байконура, в румынском городе Бузэу, взмывали в облака миниатюрные ракеты участников чемпионата мира по космическим моделям.

В составе национальной сборной России выступали пятеро урайских спортсменов.

Наши в сборной

Никогда раньше сборная нашей страны не завоевывала призовые места сразу во всех классах чемпионата мира. Одни только урайские спортсмены, которых подготовил заслуженный тренер России Владимир Меньшиков, привезли домой 15 кубков и медалей.

Самый молодой из них – Матвей Пьяхов – стал чемпионом мира среди юношей в классе моделей ракет на продолжительность полета с лентой, бронзовым призером первенства мира в классе моделей планеров с ракетным ускорителем, а также занял первое и второе места в командной тройке в этих же классах.

– Не ожидал, – признается он. – Конкуренция была хорошая, но мы долго готовились. У меня получилось – личное первое место. Наверное, помог многолетний опыт прошлых соревнований, ведь я занимаюсь с четвертого класса.

На чемпионаты и первенства России Матвей ездит почти каждый год, но больше всего ему запомнился этап Кубка мира «Кубок Сибири», который проводился в Урае в 2017 году. Тогда он победил в том же классе моделей, что и сейчас, и получил второй взрослый спортивный разряд.

Матвей учится на программиста на третьем курсе колледжа, ему уже исполнилось 18.

– Связать будущее с самолетами и ракетами не захотел? – интересуюсь я.

– Планирую все-таки. Сейчас есть возможность сдать ЕГЭ и поступить на инженера самолето- или вертолетостроения, – говорит Матвей, что-то кропотливо перебирая на рабочем столе в мастерской «Авиацентра».

Парень уверен, что навыки программирования ему пригодятся в будущей профессии.

– Сейчас все делается на компьютерах. Прежде чем производить детали и оборудование, создаются 3D-модели, – рассуждает он.

Снаряды для соревнований спортсмены изготавливают здесь – в мастерской «Авиацентра». Матвей проводит за этим занятием большую часть свободного времени.

По его словам, на городские и окружные соревнования модели можно «накатать» даже из простой бумаги, чтобы сэкономить дорогостоящие материалы.

– Берешь обычный канцелярский клей-карандаш, отрезаешь полосочку, на трубочку наматываешь, приклеиваешь – и вот уже моделька получается, – показывает Матвей простую бумажную ракету. – С таких моделей мы начинаем. Там внутри трубка под двигатель.

Для соревнований более серьезного уровня спортивные снаряды делают из тонкой стеклоткани. Мне протягивают невесомый светлый кусочек материи и объясняют, что ей придают цилиндрическую форму, помещая на специальную оправку, и пропитывают полиэфирной смолой. Корпус получается нежный и очень легкий. Крылья планера и хвостовое оперение, а также лопасти ротора делаются из бальзы – самого легкого дерева в мире.

Модели ракет оснащены миниатюрным твердотопливным двигателем, их запускают в небо из специальных направляющих устройств – шахт.

– Модель помещается внутрь шахты, снизу установлен двигатель и запал – тонкая нихромовая проволока, – объясняет Матвей и показывает сопло двигателя с проводками. – Спортсмен отходит на расстояние пяти метров от стартовой установки и при помощи пульта запускает в нужный момент двигатель – модель взлетает. Для выхода из корпуса системы спасения – ротора, стримерной ленты или парашюта – в двигатель засыпается вышибной заряд, который срабатывает уже после взлета.

Суть соревнований в классах на продолжительность полета в том, чтобы модель находилась в воздухе как можно дольше в данном туре. Всего на соревнованиях проходит три основных тура, а потом еще дополнительные.

Для участия в чемпионате и первенстве мира в национальную сборную вошли сильнейшие спортсмены России, показавшие высокие результаты на главных внутренних соревнованиях страны и занявшие первые строчки в рейтинге российских ракетомоделистов. Среди них пять спортсменов из Урая, все они – члены сборной команды Югры.

Попасть в поток

Владимир Меньшиков объясняет успех урайских моделистов тщательной подготовкой, во время которой даже воссоздавались погодные условия, в которых предстояло соревноваться в Румынии. Сам он на чемпионате мира стал четвертым в личном зачете и первым в командной тройке в классе моделей ракет на высоту полета.

– Класс моделей S6 очень сложный – лента хаотически двигается в полете, взаимодействуя с воздухом, – рассказал тренер. – При подготовке к соревнованиям пришлось поддерживать температуру воздуха в помещении на уровне 12–16 градусов, как ожидалось по прогнозам в Румынии, чтобы проверить, как будет работать система спасения модели в таких условиях. И мне удалось подобрать соответствующие ленты для стартов.

Метеорологическая обстановка во время соревнований играет колоссальную роль. Поэтому тренеры и спортсмены стараются тщательно следить за движением воздушных потоков. Лучше всего, если старт совпадет с восходящим потоком тепла – тогда он поможет ракете подняться и дольше продержаться в воздухе.

Техника, конструкция спортивных снарядов, качество изготовления – у всех участников соревнований идентичные. Так что успех наполовину зависит от умения грамотно оценить погодные условия и выбрать нужный момент для старта. Урайская школа моделизма отличается тем, что все спортсмены отлично справляются с этой задачей.

– Мы, как максималисты, стараемся максимально выжать из ситуации и найти поток, который бы удержал модель на минуту дольше. И это иногда «губит» нас. Бывает, перестараешься, и модель улетит навсегда. А на три тура разрешается иметь только две зарегистрированных модели. После взлета модель надо найти и вернуться обратно в течение часа. Иначе не с чем будет выступать в следующих турах, – рассказывает Владимир Меньшиков.

Метеорологические условия на чемпионате в Румынии были сложные. Он впервые проводился поздней осенью.  

Лети, Ирина, лети!

Впервые в истории женщины состязались на чемпионате мира в отдельном зачете. Среди трех российских участниц – две из Урая.

В классе моделей-копий ракет на высоту полета победу одержала кандидат в мастера спорта Наталья Митькиных. Также она завоевала 2-е место с моделью ракеты на высоту полета и два первых места в командной тройке.

Ирина Лобанова стала второй среди женщин и выполнила норматив мастера спорта международного класса.

– Я не очень довольна результатом – хотела отличиться не только среди женщин, но и в общем зачете, – говорит спортсменка.

По словам Ирины Васильевны, старт ее модели во втором туре оказался не совсем удачным. Оставалось мало времени до окончания тура, пришлось стартовать в нетермичную погоду, и модель не попала в восходящий воздушный поток. В результате только шестое место из 44 участников в общем зачете.

Ирина с детства мечтала стать пилотом, но в летное училище ее не взяли. Женщин в то время принимали только с особого разрешения Министерства гражданской авиации. Проживая в отдаленном сибирском поселке (с. Болчары Кондинского района – прим. ред.), школьнице сложно было это представить. Училась, мечтала, читала книжки про летчиков и писала сочинения на авиационные темы. После окончания школы с золотой медалью, по совету родителей, поступила в Тюменский индустриальный институт.

– В студенческие годы посчастливилось работать бортпроводником на самолетах ТУ-134. Хотела даже бросить учебу и остаться в авиации, но было стыдно подводить родителей. Решила окончить институт и начать работу по специальности, – вспоминает Ирина Васильевна.

В «Авиацентре» Ирина Васильевна с 1998 года, ведет бухгалтерию на общественных началах, а работает тренером-преподавателем по авиамодельному спорту в детском кружке. Авиамоделированием с раннего детства занимались ее сыновья, в настоящее время уже взрослые. Старший сын Василий – командир воздушного судна. Он воплотил в реальность мамину мечту стать пилотом и летает на вертолете Ми-8. Младший, Иван, строит настоящие самолеты на Уральском заводе гражданской авиации.

Потому что одержимые есть

Мастер спорта международного класса Сергей Романюк на чемпионате мира завоевал бронзу. Его медаль стала первой победой российской сборной. Кроме того, урайский спортсмен оказался лучшим в командной тройке в классе моделей ракет на продолжительность полета с парашютом и третьим – в классе моделей с лентой.

Такое трудно даже представить, но авиамоделизмом он занимается уже 50 лет, с небольшими перерывами на службу в армии и учебу. По образованию Сергей авиационный техник и инженер-механик, а по должности – начальник отдела Гостехнадзора по Ураю и Кондинскому району. Его спортивный дебют состоялся в 1985 году на чемпионате Советского Союза. Он выступал в составе сборной Министерства гражданской авиации.

– Тогда много народа участвовало. Проще было. Почти все союзные республики приезжали, – вспоминает Сергей Борисович.

По данным урайского «Авиацентра», сейчас в России ракетомодельные школы, где занимаются спортсмены мирового уровня и идет подготовка юношеского состава, развиваются на нескольких территориях: в Белгородской, Московской, Мурманской и Челябинской областях, а также в Москве и Югре. Идет подъем в Липецкой, Калужской, Нижегородской, Свердловской, Тюменской областях и Якутии.

Моделисты отмечают, что этот вид спорта достаточно сложный, так как имеет две составляющих: техническое творчество и спорт. Спортивные снаряды спортсмены, как правило, делают своими руками, используя сложнейшие технологии и материалы, в том числе космические.

Беда еще и в том, что нет достойного финансирования. Спонсоров удается найти не всем, и некоторые спортсмены ездят на чемпионаты за свой счет, а это недешево.

Югорские спортсмены в этом году получили поддержку Регионального молодежного центра и впервые – Центра спортивной подготовки сборных команд Югры. Поэтому участвовали таким большим составом и добились прекрасных результатов. Все наши спортсмены вернулись домой с кубками и медалями, став в разных классах моделей чемпионами мира!

– Это потому, что одержимые есть, – считает Сергей Романюк и показывает с экрана своего смартфона фото, на котором от стартовавшей в космос ракеты сквозь дымку по хмурому осеннему небу сияющими ровными линиями исходят лучи. – Это вчерашний пуск с космодрома Восточный. Где такое найдешь? А мы следим за всеми запусками и пересылаем друг другу фотографии.

Первые на Земле и в космосе

К звездному «киноэкипажу» и к тому, что в космос вслед за космонавтами первыми полетели российские актеры, моделисты относятся философски.

– Кто-то считает, сколько денег вложено в этот космический полет. Конечно, много. Написано, что 7,5 млрд. Я не понимаю, зачем жалеть и считать чьи-то деньги? – недоумевает Сергей Романюк. – Может, кто-то богатый решил сделать доброе дело. Сегодня передачу смотрел о том, что ордена петровских времен во время революции все распродали, но, когда их начали в 90-е годы выставлять на аукционы, какая-то фирма скупила все увезенное из России и вернула музею.

Возможно, звездный «киноэкипаж» был нам так же необходим, как сохранение исторической памяти. Это еще одно напоминание и новое доказательство того, что мы первые. На Земле и в космосе.

Для того чтобы урайским спортсменам удавалось держать эту планку и показывать высокий профессиональный уровень, Владимир Меньшиков и его коллеги из «Авиацентра» готовы работать сутки напролет, без выходных и праздников.

– Нужно просто отдавать всего себя, – говорит тренер. – Чтобы достигнуть высоких результатов, необходимо пройти всю технологическую цепочку не только изготовления моделей от начала до конца, но и особенностей старта, вплоть до знаний климатических, метеорологических особенностей местности стартов. Поэтому приходится много работать, выдумывать что-то новое, передавать свой опыт молодым.А на это уходит не просто почти все время – уходят годы.

Фото из архива «Авиацентра»

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:49

В России расширился перечень жизненно важных препаратов

21:01

Продажи новых планшетов на Авито в Югре выросли на 43%

20:06

В России за пять лет почти в два раза выросло число точек продажи спиртного

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

19:26

В Сургутском районе на майские праздники введут особый противопожарный режим

19:19

Югорчане помогут жителям Макеевки в вакцинации и стерилизации собак

18:21

В Югре обсудят реализацию концепции развития социального и молодежного предпринимательства

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:00

Почти 70 тысяч туристов посетили Сургутский район с начала года

17:33

Врач-реабилитолог рассказала, чем грозит работа без выходных

17:09

В нескольких поселениях Тюменской области объявлена эвакуация населения

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:03

В Сургутском районе научили составлять родословную семьи

15:46

В Сургутском районе готовятся к возможным паводкам

15:43

Югорчан приглашают принять участие в Международной премии #МЫВМЕСТЕ

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

Читать все новости