Что такое кредитная история?
Кредитная история – это информация о кредитных обязательствах гражданина. Она показывает, в какие банки, микрофинансовые организации или кредитные кооперативы гражданин обращался за кредитами и займами, когда это было, и какие суммы он брал. Был ли он созаёмщиком или поручителем по чужим кредитам. Платил ли аккуратно или задерживал платежи. Здесь же может быть информация о неисполненном решении суда или о взыскании долга судебными приставами за неоплаченные услуги операторов сотовой связи, ЖКХ, сведения об алиментах.
Формируют информацию кредиторы, которые передают ее в специальные организации – бюро кредитных историй (БКИ). Их сейчас 13, и каждый кредитор вправе выбрать любое бюро, в которое он будет передавать информацию о своих заемщиках. Часто финансовые организации направляют данные сразу в несколько бюро. Кредитная история хранится в БКИ в течение 10 лет со дня последнего изменения информации.
Кто может обращаться за моей кредитной историей?
Это банки, микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы. Если вы обратитесь за кредитом, будьте готовы, что эти организации изучат вашу кредитную историю. И могут отказать, если с ней не все в порядке.
Также довольно часто запрашивают кредитную историю страховщики, чтобы оценить финансовое положение потенциального страхователя и уточнить цену страхового полиса. Могут запросить вашу кредитную историю и потенциальные работодатели. Такая проверка актуальна в большей мере для управленцев в банковской сфере, госсекторе или крупных коммерческих структурах. Сотрудник с плохой кредитной историей, а следовательно, низкой платежной дисциплиной, выглядит для работодателя не очень привлекательно.
В случае отрицательной кредитной истории банк может отказать вам в выдаче кредита, а работодатель – в приеме на работу.
Новый сервис
Чтобы получить информацию о своей кредитной истории, необходимо выполнить 2 шага: запросить информацию в центральном каталоге кредитных историй о том, в каких бюро хранится его кредитная история, и обратиться в БКИ за получением кредитного отчета.
Сведения о том, в каких бюро хранится ваша кредитная история, можно получить через Портал госуслуг. Для этого необходимо зайти во вкладку «Услуги», в раздел «Налоги и финансы» и выбрать подраздел «Сведения о бюро кредитных историй». Важное условие – у вас должна быть подтвержденная учетная запись. В ответ Банк России пришлет вам в личный кабинет на Портале госуслуг список всех БКИ, в которых хранится ваша кредитная история. Далее получить кредитный отчет можно на официальном сайте бюро, подтвердив свою личность через Единый портал госуслуг. Отчет придет на электронную почту в течение 3-х дней.
Такой сервис был запущен по инициативе Банка России для того, чтобы граждане могли быстро и удобно получить свою кредитную историю, в режиме «одного окна». Сейчас многие граждане уже воспользовались данной услугой, что говорит о популярности и востребованности сервиса.
Еще одно важное новшество заключается в том, что теперь гражданин может бесплатно получить свою кредитную историю 2 раза в год, тогда как раньше он мог это сделать только 1 раз. Количество платных обращений в БКИ осталось, как и раньше, неограниченным.
Также удаленно запросить кредитный отчет можно через банк, с которым у гражданина заключен договор банковского обслуживания, но только в отношении тех бюро, с которыми этот банк сотрудничает. Банк бесплатно предоставляет такую услугу 2 раза в год.
Исправить ошибки
К сожалению, в кредитной истории могут быть ошибки. Заказав ее, вы сможете убедиться, что их там нет или оспорить свою кредитную историю. Для этого необходимо обратиться в бюро, где хранится кредитная история, с заявлением о внесении изменений или дополнений. Обязательно приложите подтверждающие документы. Бюро проводит проверку информации, запросив дополнительные сведения у кредиторов в течение 30 дней. Если у вас понятная ситуация и имеются доказательства, то бюро исправляет и обновляет вашу кредитную историю. В случае отказа в удовлетворении заявления, вы можете обратиться в суд. Стоит помнить, что исправлена может быть только недостоверная информация. Если вы действительно допустили просрочки по платежам, то информацию исправить нельзя.
Опубликованных комментариев пока нет.