Последние новости

14:46

Руслан Кухарук во время велопрогулки по Ханты-Мансийску попал на турслет педогогов

14:01

В Казани организовали выставку, посвященную участникам СВО

13:00

Новые автомобили для службы скорой медицинской помощи Югры

14 сентября

Двое военнослужащих из Югры вернулись на Родину из украинского плена

12:07

В Сургуте состоялось торжественное открытие новой спортивной площадки

11:02

В Нефтеюганске за 55 млн рублей снесут четырнадцать аварийных домов

10:04

В Югре спрос на ремонт iPhone вырос почти в два раза

13 сентября

Руслан Кухарук вручил региональные награды жителям Белоярского района

20:37

Школьные повара из Макеевки высоко оценили новое оборудование от Югры

19:06

Нефтеюганцы отметили день трезвости семейной квест-игрой

18:39

Когда оживает казачье предание

13 сентября

Руслан Кухарук осмотрел территорию благоустройства по программе инициативного бюджетирования в ...

18:09

«Инвестшкола 3.0.» пройдет в муниципалитетах Югры

17:00

Из украинского плена вернулись 103 российских военных

16:45

В Сургуте подходит к концу строительство станций скорой помощи и переливания крови

12 сентября

Жители столицы Югры отправили на передовую самую большую партию гумпомощи за всё время СВО

Читать все новости

Узорным языком орнамента

В этом году 25-летний юбилей празднует Союз мастеров коренных народов Югры, который изучает декоративно- прикладное искусство ханты и манси. Член правления союза, искусствовед Наталья Федорова рассказала нам, где обские угры применяли свои изделия из бисера и какое значение имеют замысловатые узоры.

– Обские угры славятся своим декоративно-прикладным искусством. Где чаще всего используют украшения из бисера?


– Изделия из бисера – это в первую очередь нагрудные украшения, предметы, входящие в ансамбль костюма. С одной стороны, изделия являются завершением костюма, а с другой – это сложившиеся орнаментальные традиции. Украшения из бисера начинают правильно работать, только когда они связываются со всем ансамблем того же орнамента. Сочетание – важное условие создание костюмов, без него все украшения перестают быть гармоничными.
– Насколько популярно было декоративно-прикладное искусство у обских угров?
– Изделия из бисера очень разнообразны на нашей территории. Это живое искусство, и в силу цветности и декоративности самого материала изделия из бисера являются ярким элементом культуры.
На каждой территории обских угров есть свои особенности в зависимости от локальных групп: различия по форме изделия, по орнаментике, по колориту. Такое разнообразие связано с территориальным членением.
У восточных ханты превалируют более строгие и традиционные тона, зеленый фигурирует очень активно. У манси, наоборот, более яркие тона, можно встретить оранжевый. Надо сказать, что, несмотря на все территориальные различия, основа изделий – белый бисер, который обычно остается незаметным. Это можно сравнить с работой художника, который создает картину на белом холсте.
– Откуда мастера брали материал?
– Бисер активно начал появляться начиная с XVII–XVIII веков, когда у обских угров установились активные связи с другими территориями. Материал привозился восточными торговыми путями, а позже открылись и западные торговые пути, пролегающие через русские территории. До этого основным материалом был природный – мех и ровдуга. К бисеру местные традиции адаптировались. Новый декоративный материал только дополнил уже сложившийся геометрический орнамент.
– Декоративно прикладным искусством занимались исключительно женщины?
– В любом искусстве всех народов было естественное разделение. Мужчины работали с деревом, а женщины занимались бытом. Хозяйке нужно было сшить костюм не только на себя, но и на всю семью. Костюм включает себя не только одежду, но также обувь и головные уборы, которые нужно менять в каждое время года.
– Все ли женщины осваивали рукоделие?
– В традиционной среде декоративно-прикладному искусству учили с детства. Работает мама, а рядом с ней – дочь. По-другому быть просто не могло. В этнической среде женщина без костюма будет ощущать себя белой вороной. Интересно заметить, что, когда женщина приезжала из другого поселения, ей приходилось менять свою традицию шитья костюма. Это связано с тем, что орнаменты у каждого поселения разные. Орнамент у обских угров можно сравнить с языком, который везде имеет свои диалекты, и по нему можно отследить территориальную принадлежность человека.
Диалект изменить можно, а язык – нет. В такой же зависимости орнамент работает с узором. Каждый узор имел свое название, в него вкладывалось все мировоззрение обских угров. Названием у узоров всегда выступало самое главное. Это могли быть мифологические существа, животные или природа. Можно сказать, что узоры сакральны и поэтому менять их ни в коем случае нельзя, а варьирование дает возможность творчества.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

14:46

Руслан Кухарук во время велопрогулки по Ханты-Мансийску попал на турслет педогогов

14:01

В Казани организовали выставку, посвященную участникам СВО

13:00

Новые автомобили для службы скорой медицинской помощи Югры

14 сентября

Двое военнослужащих из Югры вернулись на Родину из украинского плена

12:07

В Сургуте состоялось торжественное открытие новой спортивной площадки

11:02

В Нефтеюганске за 55 млн рублей снесут четырнадцать аварийных домов

10:04

В Югре спрос на ремонт iPhone вырос почти в два раза

13 сентября

Руслан Кухарук вручил региональные награды жителям Белоярского района

20:37

Школьные повара из Макеевки высоко оценили новое оборудование от Югры

19:06

Нефтеюганцы отметили день трезвости семейной квест-игрой

18:39

Когда оживает казачье предание

13 сентября

Руслан Кухарук осмотрел территорию благоустройства по программе инициативного бюджетирования в ...

18:09

«Инвестшкола 3.0.» пройдет в муниципалитетах Югры

17:00

Из украинского плена вернулись 103 российских военных

16:45

В Сургуте подходит к концу строительство станций скорой помощи и переливания крови

12 сентября

Жители столицы Югры отправили на передовую самую большую партию гумпомощи за всё время СВО

Читать все новости