×
Общество
0

В частном СМИ - как под коротким одеялом: голову накрыл - ноги мерзнут

Читать «Новости Югры» в

Можно ли в нынешних экономических реалиях выжить независимому городскому СМИ?


Сегодня жители Югры и Нижневартовска в частности имеют большой выбор телепрограмм и телепродуктов местного производства. Как удается выживать в условиях конкуренции, как меняются телевидение и зрители - об этом мы беседуем с директором частного телеканала «N1 - Первый Нижневартовский» Сергеем Сысаком.

 
- Сергей, можно назвать ваш телеканал независимым?
- Условно. Сегодня, на мой взгляд, независимое СМИ вообще существовать не может. Только рекламой столько денег не заработаешь. А если ты берешь деньги у кого-то, будь это бюджет или бизнес, ты перестаешь быть независимым. Быть чуть-чуть независимыми нельзя. А полностью - практически невозможно.
После пяти лет руководства частным телевидением я могу признаться, что сейчас не знаю, как на этом заработать. Это годы постоянной борьбы с экономической и юридической нестабильностью. Работа методом проб и ошибок.

- Вы работали и на корпоративной телекомпании «Транзит», и на муниципальном «Самотлоре». Почему решили создать частное ТВ?
- В силу различных обстоятельств история с «Транзитом» была закончена. И в 2011 году мы с коллегами, единомышленниками создали телеканал с собственным круглосуточным вещанием, без сетевого партнера. Просто потому, что в связи с развитием цифрового вещания где-то с 2008 года введен мораторий на выдачу новых частот. Договоры с прежними партнерами продлеваются - поэтому в Нижневартовске, например, есть местные вставки в аналоговом вещании на телеканалах НТВ, СТС, ТНТ, ТВЦ. А вот новые уже не заключаются. Поэтому нам пришлось договариваться с кабельными операторами в городе и вещать через них.

- Сегодня в России работают два цифровых мультиплекса. То есть обладатели современного телевизора могут  бесплатно принимать 20 цифровых федеральных каналов. Но там нет местных новостей. А скоро ведь останется только цифровое вещание.
- Сначала на государственном уровне шла речь о создании третьего мультиплекса, где будут местные каналы. Но теперь, судя по-всему, этого не будет. Как о таковом о запрете на аналоговое вещание речь не идет. Говорится о запрете государственной поддержки аналогового вещания, чтобы оно само постепенно ушло. Но эти сроки постоянно отодвигаются. Помнится, мы опасались этого еще в 2008 году.

- Сейчас многие говорят, что не только не читают газет, но и не смотрят телевизор…
- Да, но при этом они знают, кто такой Дмитрий Нагиев, о чем говорил Познер в интервью со Шнуровым и что было в новых сериях Шерлока Холмса. То есть, они употребляют телевизионный продукт через другие технические средства: смартфоны, компьютер, планшеты. 

- Вы вещаете в кабельных сетях, ваши программы есть в сети Интернет - на Ютубе и в соцсетях. Большинство ваших зрителей где смотрят N1?
- Наверное, через Интернет. Изменение технологий влечет за собой изменение зрительской аудитории.
Есть хорошее интервью Алексея Венедиктова, главного редактора радиостанции «Эхо Москвы», одного из столпов российской журналистики, которое называется «Медиа проспали две цифровых революции и готовятся проспать третью». Правда, он настаивает, чтобы в глаголе «проспали» пятой буквой была «р». По его мнению, первая революция - это Интернет, появление изданий, которые имеют только электронную версию. Например, Лента.ру, Газета.ру. Это те, кто вовремя сориентировался. Сейчас уже догнали, и практически у каждого СМИ есть свои сайты. Разные по качеству, но есть.
Вторая революция - появление соцсетей. В 2006 году в России появились Одноклассники и ВКонтакте. Всего 10 лет прошло - сегодня почти каждый зарегистрирован в какой-нибудь соцсети. А многие классические СМИ только начинают оценивать этот ресурс и заходить в него. Телеканал N1 с момента создания, то есть с 2011 года, имеет группу ВКонтакте. Честно говоря, тогда мы даже особо не понимали важности этого. Сегодня наша группа имеет около 30 тысяч подписчиков. Это самая большая группа ВКонтакте среди СМИ в Югре. Еще около 20 тысяч подписано на нас в Одноклассниках. Сейчас, я думаю, большинство зрителей N1смотрят нас именно в соцсетях. К сожалению, и многие рекламодатели предпочитают соцсети. Реклама там кратно дешевле, чем в телевизоре, к тому же таргетированная, то есть объявления показываются адресно разным группам пользователей, в соответствии с их интересами.


- К чему готовиться дальше?
- Эта революция, связанная с появлением соцсетей, изменила природу потребителя. Сейчас зритель или читатель сам формирует себе новостную ленту в зависимости от его общения, от групп, на которые он подписался. Например, моя новостная лента в Фейсбуке более серьезна, политизирована. ВКонтакте - более развлекательная. 
Все это я понимаю, но что с этим делать, честно признаюсь,  я не знаю. Реклама в соцсети приносит копейки, авторский коллектив на это не прокормить. Какие-то блогеры, которые снимают сами себя на телефон, имеют сотни тысяч, миллионы просмотров и хороший доход. Мы в основном рассказываем о событиях Нижневартовска, и поэтому наша аудитория, к сожалению, далеко не бесконечна.

- Ваш телеканал объединяет немало нижневартовцев в интересных проектах.
-  Да, мы принимали участие в создании проекта «Звездный путь», проводили конкурс красоты «Мисс Нижневартовск». Достаточно долго в прямом эфире выходило ежедневное утреннее развлекательное шоу с викторинами, конкурсами и призами для телезрителей, которое мы делали не столько ради заработка, сколько ради творчества. Журналистская работа также отмечалась не раз. Много призов различных конкурсов мы получили за 10-серийный фильм о работе наших ребят из поисковых отрядов в Крыму. На федеральных конкурсах получали награды за ролики социальной рекламы. 

- Но что набирает самое большое количество просмотров?
- Мы отслеживаем статистику просмотров наших сюжетов в Интернете. Иногда бывают прямо всплески, когда не тысячи, а сотни тысяч человек посмотрели. И очень сложно предположить, что выстрелит. На определенном этапе срабатывает самокоммуникативность продукта. То есть сюжет репостят, размещают ссылки на него, и он уже распространяется в геометрической прогрессии. 
Так, например, много просмотров набрал сюжет о неприезде в Нижневартовск Елены Летучей с программой «Ревизорро», которая проверяет рестораны и гостиницы. Как это ни смешно с журналистской точки зрения, событие, которого не было. Также стал популярным в сети шуточный сюжет нашего журналиста Константина Щербины о сжигании хамона. Это когда санкционные продукты в России стали уничтожать. Сотня тысяч просмотров появилась в первые же сутки. Об этом сюжете рассказали и федеральные каналы. Заграничные СМИ звонили, брали интервью у Щербины.

- Вы согласны с тем, что сегодня привлечь зрителя можно только скандальными материалами?
- Мы не делаем специально скандальные материалы, но можем позволить себе удивлять зрителя. В свое время, в 2007 году, в телекомпании «Транзит» мы поменяли название «Новости» на «Городские истории» и сделали их не такими официальными. То есть делали какие-то эксперименты, искали форматы, что-то оставалось, что-то - нет. Нам говорили - так нельзя! Коллеги возмущенные звонили со словами: «Ты знаешь вообще, что у тебя там происходит? У тебя в свитере ведущая новости читает! А почему у вас камера криво снимает?» Мы делали тогда это осознанно. Приглашали специалиста, который разработал с журналистами новый формат. Сегодня кого удивишь этим? Всего 10 лет назад и представить было невозможно, что новости могут прерываться рекламой. Сейчас это норма.

- То есть журналистам на N1 можно все, лишь бы удивлять?
- Им нельзя матом в эфире ругаться.  Я также не считаю слово «…опа» показателем независимости, хотя это не запрещенное слово и звучит в эфире того же ТНТ.

- Но вы же убрали из эфира полуголых ведущих прогноза погоды!
- Начнем с того, что прогноз погоды снимался и в салоне красоты, и в сауне, и просто на улице. И считайте это коммерческим ходом. Появление «полуголой» ведущей... Во-первых, Наталья держала в руках листки бумаги с указаниями «температура», «давление», «ветер» и т.п. Во-вторых, она не была полуголая. Просто фантазия наших телезрителей оказалась безграничной. И конечно, тот выпуск вызвал бурные обсуждения в социальных сетях. Появление Константина Щербины, в том же исполнении, было ответом на некоторые оскорбления и высказывания в адрес ведущей. Мол, не нравится погода от Смакотиной, смотрите мою. И тот и другой  выпуски совершенно обдуманные.

- Насколько мне известно, разбирательство с вашим клипом-пародией на песню про лабутены вошло в учебники по «Этике журналистики»?
- Один зритель написал жалобу в администрацию и Думу Нижневартовска, в департамент по связям с общественностью Югры, в Общественную коллегию по жалобам на прессу, в Роскомнадзор.
Здесь важно подчеркнуть принципиальный момент: этот ролик не транслировался в телеэфире. Это был шуточный подарок женской половины редакции мужчинам к 23 февраля. Мы от души посмеялись и решили поделиться с подписчиками в соцсети. Никто же не запрещает оригинальный клип группы «Ленинград» на эту песню. Он же есть в Интернете. А в эфир выдается облагороженная версия. Никто не собирался показывать и нашу пародию по телевизору, там есть нецензурная лексика. Социальная сеть не является средством массовой информации. Поэтому Роскомнадзор ответил на эту жалобу, что в их компетенцию не входит контроль за деятельностью в соцсетях. 
Наш клип рассматривала общественная коллегия по жалобам на прессу. Было вынесено длинное решение из десяти пунктов. Например - если бы мы были муниципальным СМИ, то такой ролик недопустим был даже в соцсетях. Но поскольку телеканал N1 позиционирует себя как частное, независимое СМИ, они вольны выбирать, что им показывать, и редакция телеканала должна сама принять решение, какое отношение аудитории для них важно - чтобы им доверяли или они готовы шокировать. Последний пункт резолюции гласил - рекомендовать данное решение для рассмотрения на предмете «Этика журналиста» на факультетах журналистики и опубликовать в журнале «Журналист».

- В погоне за эпатажностью не упала ценность журналистских материалов?
- Думаю, их ценность размыта из-за огромного потока информации. Сейчас потребитель не добывает информацию, а выбирает ее, потому что всю не поглотить. 
И как я вижу, сейчас более важна так называемая гражданская журналистика, когда человек добивается, например, создания доступной среды, защищает чьи-то права и т.д. Не обязательно это профессиональный журналист или сотрудник СМИ. И поэтому мы всегда готовы предоставлять площадку телеканала N1 для реализации хороших замыслов, творческих идей.
 


Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Также читайте