- Как часто в судебной практике встречаются дела, в которых автомобилисты, попавшие в ДТП, пытаются доказать, что авария произошла из-за некачественного дорожного покрытия?
- Таких дел в производстве у сургутского суда немного. Я бы даже сказал - единицы, и на это есть несколько причин. Люди, сталкиваясь с ситуацией, когда из-за некачественного дорожного покрытия их автомобили получают повреждения, не всегда правильно действуют в части фиксации данного происшествия. Кто-то забирает свой автомобиль с места ДТП и увозит его в гараж или на стоянку, кто-то (таких людей не много) вызывает сотрудников ГИБДД, дорожные службы и просит их зафиксировать на месте происшествия положение автомобиля и тот дефект дорожного покрытия, который стал причиной повреждения авто. Однако, как правило, сотрудники госавтоинспекции не всегда реагируют на такие обращения и выезжать для фиксации данных происшествий не соглашаются.
- В чем причина такого нежелания выехать на место ДТП и чем это чревато?
- Такие происшествия, как правило, происходят не днем и не в хорошую погоду. Чаще всего они случаются ночью или в дождь, когда все дорожное покрытие, в том числе и ямы, залиты водой. Попробуй в темное время суток либо в такую погоду вызвать сотрудника госавтоинспекции! В итоге они приглашают водителей в ГИБДД, обещая на месте выдать справку. Да, они выдают потерпевшему этот документ, но к такой справке дополнительной информации нет. Даже если есть составленная потерпевшим схема происшествия, то она роли не сыграет, так как он - лицо, заинтересованное в вопросе, касающемся возмещения ущерба. Кроме того, человек зачастую не знает, как грамотно оформить данную схему. Информация о размерах ямы, удаленности автомобиля от нее, осколках пластика и прочем, как правило, отсутствует. Из-за этого людям впоследствии сложно доказать, что данное происшествие произошло ввиду попадания в яму или колею, что причиной и следствием аварии стало несоответствие дорожного полотна требованиям ГОСТа, и так далее.
Настойчивость - залог успеха
- Какой-то замкнутый круг. Как действовать водителю, чтобы потом взыскать компенсацию с дорожников?
- Граждане, попавшие в такое происшествие, должны принять меры по вызову сотрудников ГИБДД и дорожных служб на место ДТП для его фиксации. Они должны постараться найти свидетелей произошедшего, записать их данные, так как в дальнейших судебных спорах очевидцы смогут помочь доказать, что именно в эту яму попал потерпевший, а не в ту, которая находилась за десять километров от данного участка дороги, где несут ответственность совершенно другие дорожные службы. Зафиксировав надлежащим образом нахождение автомобиля на месте происшествия, сняв все необходимые замеры и составив схему, потерпевший может обращаться к независимому оценщику, который определит нанесенный машине ущерб, установит через местную администрацию службы, несущие ответственность за данный участок дороги.
- И после этого можно обращаться в суд?
- Да, после этого решается вопрос об исковом заявлении в суд. В случае, если все это будет сделано, а также при наличии доказательств, на которые можно опереться, потерпевший имеет все шансы выиграть дело. Эксплуатирующие дороги организации, как правило, возражают, приводят какие-то свои доводы, к примеру, что потерпевший превысил скорость. Но гражданский процесс тем и хорош, что всякий довод необходимо подтверждать доказательствами. Если потерпевший их предоставил, а эксплуатирующая организация - нет, то суд, конечно, встанет на сторону потерпевшего.
- Есть ли свежие примеры из практики рассмотрения подобных дел?
- Буквально на днях было рассмотрено подобное дело. На участке дороги Ханты-Мансийск - Мамонтово автомобилист на мосту попал в такую ситуацию, при которой металлический уголок (длиной 18 см) деформационного шва, связывающего дорогу и мост, был задран вверх, а автомобиль буквально налетел на него. Машину занесло, она неоднократно ударилась об ограждение моста. В результате автомобиль не подлежит восстановлению. Суд взыскал с дорожной компании, отвечающей за данный участок трассы, разницу между рыночной стоимостью автомашины и суммой годных остатков по деталям свыше 546 000 рублей, а также судебные расходы. Ответчик все предъявляемые к нему со стороны потерпевшего требования удовлетворил.
Доверять проверенным, избегать сомнительных
- Есть ли споры, связанные с повреждением сразу нескольких автомобилей? К примеру, человек увидел яму, попытался ее объехать, автомобиль занесло, и он столкнулся с другим.
- Такие дела тоже рассматриваются. Граждане говорят в суде, что были вынуждены совершить опасный маневр из-за некачественного дорожного полотна - той же колейности, из-за чего допустили столкновение с одним или несколькими автомобилями. Но в описании происшествия чаще всего отсутствуют такие моменты. Граждане, когда оформляют материалы ДТП, не обращают на них внимания и не указывают на это сотрудникам ГИБДД. А вот если все будет сделано правильно, то не исключено, что впоследствии может быть назначена автотехническая экспертиза, где уже эксперт станет оценивать поведение водителя и определять, была ли причинно-следственная связь между некачественным дорожным покрытием и наступившими результатами.
- Сейчас много объявлений от так называемых автоюристов, предлагающих автомобилистам решить подобные проблемы. Всем ли им можно доверять?
- Уберечь от недобросовестного юриста очень сложно, но можно рекомендовать не останавливаться на первом же юристе, к которому вы попали. Благо, в Сургуте есть возможность выбирать. Три разных юриста, посмотрев на одну ситуацию, выскажут свое мнение по поводу перспективы выиграть спор. Следующее, что нужно сделать - сопоставить цены по услугам и стремиться работать с адвокатскими коллегиями, существующими в городе на постоянной основе уже долгие годы и имеющими руководителей, которые смогут ответить за действия своих сотрудников либо заменить своего представителя. В любом случае нужно стараться избегать фирм-однодневок, которые встречаются во всех сферах, в том числе и в той, о которой мы сегодня говорим.
Опубликованных комментариев пока нет.