×
Общество
0

В Югре определили 20 лучших образовательных практик, направленных на вовлечение молодежи в изучение культур и обычаев народов, проживающих в округе

Поручение обобщить опыт реализации таких проектов дал президент России Владимир Путин по итогам межрегионального форума Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию». В результате проделанной работы были определены лучшие практики, реализующиеся в образовательных учреждениях округа. Одна из них – «Музей мира» 
нефтеюганской школы № 7, который уже несколько лет служит связующей нитью между культурами разных народов.
– В нашей школе обучаются дети двадцати национальностей, поэтому мы стараемся создать поликультурную среду, в которой будет ком-
фортно представителю каждой из них, – рассказывает педагог-организатор школы № 7 Нина Зотова. – «Музей мира» – это не только хранилище памяти, но и один из воспитательных центров, знакомящий с бытом и традициями разных народов. Наши ученики самостоятельно собирают экспонаты, формируют экспозиции. Очень важно, что они сами являются носителями этих культур. 
В рамках проекта ребята знакомятся с народными играми, песнями, танцами и стихотворениями, самостоятельно изготавливают кукол – мальчики создают основы, а девочки шьют костюмы. Кроме этого, проводятся занятия для будущих экскурсоводов и мероприятия, посвященные культуре народов, проживающих в округе, в которых принимает участие вся школа. 
– «Музей» мира – это не просто помещение со стендами и экспонатами, а платформа для развития способностей и интересов каждого ребенка с учетом их возможностей и потребностей, – отмечает Нина Зотова.  

Детское стойбище
Другой проект, вошедший в список лучших, – «Детское этнокультурное стойбище «Мосум нявремат», реализующийся на базе средней школы села Кышик Ханты-Мансийского района.
Уже на протяжении 18 лет там работает детский этнический лагерь, призванный познакомить юных югорчан с бытом и культурой коренных народов Севера. Ребята полностью погружаются в атмосферу стойбища: играют в народные игры, инициируют обряды, изучают фольклор и знакомятся с традициями.
У каждой смены свое тематическое направление. Помимо общей программы, для воспитанников проводятся занятия по какому-либо определенному направлению. Так, в этом году гостей первой смены ждут кулинарные уроки. Ребята познакомятся с кухней народов Севера, узнают, где можно найти дикоросы, и даже сами испекут хлеб по народным рецептам.  
Вторая смена, как отмечает куратор проекта, заместитель директора школы по воспитательной работе Ольга Евлоева, будет музыкальной. Приглашенные мастера обучат ребят игре на традиционных инструментах народов ханты и манси. 
– Детям очень нравится в нашем лагере. Трудно не заметить, с каким интересом они изучают культуру народов Севера. Ребята с радостью учатся что-нибудь мастерить, готовить и шить, – поделилась Ольга Евлоева.

С ранних лет
А педагоги лицея имени Георгия Атякшева в Югорске учат своих воспитанников дружбе с представителями разных национальностей с раннего детства. В прошлом году они запустили проект «Национальность – дружбе не помеха», который реализуется в дошкольных группах.
– Дошкольники воспринимают картину мира по-другому, – отмечает заместитель директора по дошкольному образованию лицея Ксения Булгакова. – Поэтому работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать именно с этого возраста. Мы укрепляем моральные качества детей и воспитываем в них нравственные основы личности.
В рамках этого проекта проводятся праздники, беседы, тематические мероприятия, посвященные дружбе народов, организовываются посещения культурных учреждений города. Так, в декабре прошлого года воспитанники дошкольной группы побывали в Югорской городской детской библиотеке. Сотрудники учреждения провели для ребят экскурсию, посвященную 85-летнему юбилею округа, и познакомили их со сказками народов ханты и манси. По словам педагогов, посещение библиотеки подарило детям не только новые знания, но и массу впечатлений и положительных эмоций.  
Ребята знакомились с культурой народов Севера и в городском краеведческом музее.
– Дети внимательно слушали экскурсовода и с большим интересом рассматривали экспонаты: детские куклы, сделанные своими руками, одежду, утварь. Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее, – рассказала Ксения Булгакова. 
Стоит отметить, что для тиражирования опыта все проекты, признанные лучшими, внесены в региональную базу данных департамента образования и молодежной политики Югры и размещены на сайте института развития образования. 

МНЕНИЕ

Вова Фищук, двенадцатилетний житель села Кышик: 

– Я отдыхаю на детском стойбище «Мосум нявремат» уже третий раз. Здесь мне нравится все: от ночевок на природе до изучения полезных навыков. Каждому интересна культура своего народа. Я – ханты, и поэтому мне нравится изучать быт и традиции народов Севера. На стойбище я многому научился. Например, вязать узлы. Для меня этот навык очень полезен – я часто хожу с папой на охоту и рыбалку, где нужно привязывать палатку и мастерить сети.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии