×
Культура
0

В День этнографа мастерицы Большого Атлыма рассказали о своих этнонаходках

Сказительницы, певицы и рукодельницы из Большого Атлыма Октябрьского района еще и этнографы-самородки. Анна Глухова и Людмила Обатина рассказали о своем увлечении и вкладе в этнолетопись Югры.

Пулю в нос

Людмила Эмелева после окончания Салехардского культпросвет училища была направлена на работу в библиотеку поселка Большой Атлым. Кстати, местные не произносят целиком эти два слова, а говорят «Батлым».

Людмила вышла замуж за Александра Обатина, а его мама Анна Дмитриевна Глухова – бабушка Анна, как ее называют в семье, – дочь Анастасии Алексеевны Ерныховой, прославившейся в свое время тем, что одной пулей убила сразу двух медведей.

«Мне 88 лет. Я сама рыбачка и охочусь на мелкую дичь, а вот мама моя была боевая, – рассказывает Анна Дмитриевна Глухова. – Вышел как-то в лесу на нее медведь, встал на дыбы. Она ружье с плеча схватила и в башку ему пулю всадила. Он упал, а за ним второй оказался. Она подошла, смотрит первый еще живой – у него мозг пробит, а второму пуля прямо в нос вошла – мгновенная смерть».

Анна Дмитриевна оказалась мастерицей сказки говорить, стихи да песни сочинять и петь. Родственницы «спелись» и создали при поселковом центре культуры квинтет. Ансамбль выступал на каждом празднике в местном клубе и гастролировал по близлежащим поселкам с хантыйским и русским репертуаром. Дети солисток часто «работали» в подтанцовке. Кстати, концертные костюмы коллективу сшила Людмила Обатина.

«Никто меня с детства не приучал ни к шитью, ни плетению бисером, но я видела, как это делала моя мама. По роду деятельности я сталкивалась с книгами о жизни, народных промыслах и ремеслах ханты, с интересом рассматривала национальные узоры, – рассказывает библиотекарь. – В 35 лет вдруг во мне проснулось желание сшить хантыйское платье. Перед глазами всплывали картинки «мама шьет платье», а руки все делали сами. Я доставала из памяти подсказки: как тут ткать подвернуть, как аккуратнее сделать».

Этнограф-самоучка

Бабушка Анна часто рассказывала разные истории и сказки. Людмила начала записывать их на магнитофон. Потом стала приглашать «к микрофону» старожилов, которые исполняли песни своих предков. На гастролях находила время для записи пения и рассказов местных жителей. Так незаметно для самой себя Людмила стала этнографом.


По словам исследователя из народа, для ансамбля она сама переводила стихи Ювана Шесталова с русского на хантыйский и придумывала мотивы, или брала стихи на хантыйском языке Марии Волдиной и перекладывала их на музыку. Конечно, коллектив исполнял и старинные песни из записанных Людмилой Ивановной на магнитофон.

«Старинные хантыйские песни – божественные! Они протяжные. Слушаешь, аж сердце захватывает. Ульяна Ивановна Пендыхова замечательно их исполняла, а я так не могу. Кстати, Ульяна Ивановна была охотницей – медвежатницей, в одиночку ходившая на медведя, ею убито 16 медведей».

Людмила Ивановна говорит, что магнитофонную кассету с ее записями переписывали у нее ученые из Югры, Москвы и иностранцы: «Может кто-то книгу по ним написал, может и докторскую диссертацию защитил. По мне это лучше, чем она просто пролежит у меня, а так в культуру ушла запись. Не важно кто ее распространит и под чье фамилией. Главное, песни наших предков получат новую жизнь».


Мастерица рассказывать истории из жизни Анна Глухова еще и сочиняет стихи. Одно из недавних «Про дружбу медведя и девочки». По словам сказочницы, сюжет произведения основан на реальной истории. Лесные ханты часто брали брошенных медвежат в избу и кормили до определенного возраста. Когда мишка начинал хулиганить, его выставляли на улицу, держали там, потом или сдавали в заготконтору или просили кого-то «убрать» его, так как у самих на своего медведя не поднималась рука. Были случаи и когда медведь срывался с цепи, уходил в лес, но такого медведя считали опасным, ведь он уже знал, что такое человеческое жилье и мог стать голодным непрощенным гостем.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии