×
Общество
0

В назидание живым

Мотоциклисты давно стали полноправными участниками дорожного движения. С каждым годом их количество растет. На мотоциклах ездят люди разного возраста, независимо от религии, политики и профессии. Их объединяет одно – любовь к своим «железным коням». Но к сожалению, согласно статистике, увеличивается и количество ДТП с участием байкеров.

День памяти погибших мотоциклистов, который отмечен в календаре сегодня, 18 сентября, появился неслучайно.       16 сентября 2008 года в Симферополе произошла страшная авария с участием девушки-байкера. Анна Мишуткина, которую друзья называли Никита, в этот день вместе с друзьями участвовала в поиске угнанного мотоцикла. На огромной скорости Анну на ее байке сбила дорогостоящая иномарка. От мощного удара мотоцикл взорвался, а девушка скончалась на месте ДТП. Хоронили Анну 18 сентября. После этих трагических событий каждый год во всех уголках земного шара стали проводить дни памяти погибших мотоциклистов.

– В городе за последние два года произошло пять ДТП с участием байкеров, – рассказывает начальник ОГИБДД ОМВД России по Ураю Руслан Рахманов. – Причем три из них – в 2020-м. Первая авария случилась недалеко от «Центра красоты и здоровья». Вина водителей была обоюдная: один нарушил правила расположения автомобиля на проезжей части, поехал не по той полосе, другой совершил поворот, не заняв крайнюю полосу для маневра. В результате ДТП пострадал мотоциклист, у него переломы нижних конечностей. Как выяснилось позже, двухколесное транспортное средство не было зарегистрировано должным образом, хотя у его владельца было водительское удостоверение категории «А».

Другая серьезная авария унесла жизнь водителя мотоцикла. Она произошла спустя несколько дней после первого ДТП.

– На перекрестке улицы Ивана Шестакова и проезда № 9 водитель легкового автомобиля при повороте налево не предоставила преимущество движения мотоциклисту, движущемуся по встречной полосе, – продолжил Руслан Рахманов. – В 300 метрах до места аварии камеры зафиксировали скорость двухколесного транспортного средства, она была более 140 км/ч. В результате ДТП молодой человек, управлявший байком, погиб, водитель автомобиля и пассажир получили тяжелые телесные повреждения. В данной ситуации мотоцикл также не был зарегистрирован в надлежащем порядке, а его владелец не имел права им управлять.

Как говорят и сотрудники правоохранительных органов, и сами практикующие мотоциклисты, всех аварий можно было бы избежать. Главной причиной ДТП с участием байкеров, по их мнению, является превышение скоростного режима и отсутствие водительского удостоверения категории «А».

– Чаще всего в ДТП попадают именно те мотоциклы, которые относятся к группе скоростных и спортивных, – рассказывает член сообщества мотоциклистов Урая «Nomad» Александр Шумилов. – Молодежь садится за управление такими байками, не имея должных навыков. Например, грамотно затормозить или правильно войти в поворот – такие умения есть не у всех начинающих владельцев двухколесных. Еще одной причиной многочисленных аварий можно назвать легкомыслие юных байкеров. Как только они садятся за руль, начинают двигаться по полосе, словно едут на автомобиле. Думают, что их видят абсолютно все участники дорожного движения, им уступят дорогу, где нужно, или предоставят преимущество, хотя это не так.

Сотрудники ГИБДД подчеркивают, что действительно многие участники ДТП просто не видели мотоциклистов на дороге и не смогли оценить скорость их движения.

– Автовладельцы двигаются с меньшими скоростями, чем мотоциклисты, – уверен Александр Шумилов. – И поэтому происходит так, что они реагируют на обстановку, полагаясь на свой скоростной режим. А когда на горизонте появляется быстро едущий мотоцикл, автомобилист может его просто не заметить.

Чтобы изменить ситуацию на дорогах, байкеры предлагают начать с усовершенствования правил обучения в автошколах.

– Наши программы, по которым обучают на категорию «А», морально устарели, – подчеркивает Александр. – Те упражнения, которые начинающие мотоциклисты сдают на экзаменах, например «восьмерки» или «планки», не дают жизненно важных навыков для использования на дорогах общего пользования, хотя тоже полезны. К примеру, чтобы успешно сдать экзамен, нужно проехать все фигуры, ни разу не поставив ногу на асфальт. Считаю, что это правило не поможет байкеру. Что в жизни ему мешает поставить ногу на дорожное полотно и поддержать свой байк, чтобы тот не завалился?

Кроме того, урайские мотоциклисты считают, что в автошколах необходимо преподавать больше практических занятий. Например, уделять особое внимание разгону, торможению и поворотам.

– Сегодняшние мотоциклы очень мощные, – рассказывают байкеры. – Чтобы правильно затормозить и не упасть, нужно четко отработать передним и задним тормозом. У новичков такие навыки не заложены, они могут случайно перепутать рычаги. Отсюда вытекает еще одна проблема: нужно дисциплинировать водителей автомобилей, чтобы они тоже понимали, что на дороге не только они сами, но и мопеды, мотоциклисты, скутеры и даже велосипеды.

На вопрос: «Почему некоторые люди садятся за руль мотоцикла без удостоверения категории «А»?» однозначного ответа ни правоохранительные органы, ни урайские владельцы двухколесных дать не смогли.

– Я часто задумываюсь над этим вопросом, – поделился Руслан Рахманов. – Было бы гораздо проще получить права и ездить за рулем без каких-либо препятствий. Я не понимаю одного: почему те, кто управляет мотоциклом без водительского удостоверения, не идут в автошколы. Обучение стоит не так дорого, как сам мотоцикл. И если они находят средства на его приобретение, то почему не ищут их на учебу? Для меня это загадка.

Как подчеркнули сами байкеры, чтобы вступить в мотоклубы Урая, необходимо обязательно иметь водительское удостоверение.

– Клубы, в принципе, формируются по общим увлечениям и убеждениям, – рассказывает Александр Шумилов. – Мы не принимаем в наши сообщества тех, кто ведет себя по-хамски на дорогах, нарушает ПДД, не уважает других членов дорожного движения. Своим поведением они будут порочить имя клуба. Кроме того, в наши ряды вступают только с правами категории «А», чтобы дисциплинировать и своих мотобратьев.

Сами байкеры говорят о том, что с каждым годом их количество растет. При этом средний возраст нарушителей, управляющих мототранспортными средствами, заметно снизился. В урайской ГИБДД подчеркнули, что теперь он варьируется в диапазоне от 14 до 25 лет.

– С начала мотосезона мы ежедневно проводили патрулирование городских дорог, – рассказывает Руслан Рахманов. – Нам помогали сами участники урайских клубов «Сармат» и «Nomad». За летний период этого года мы выявили очень много водителей мототранспорта, которые не имеют права на управление, а также передвигались в нетрезвом состоянии. Кроме того, пугающим было и то, что за рулем мототранспорта иногда оказывались подростки 12–13 лет. В отношении их родителей были составлены административные протоколы, сумма штрафа, которую им придется заплатить, порядка 30 тысяч рублей.

Проведение Дня памяти погибших мотоциклистов объединяет всех байкеров. Традиционно владельцы двухколесных выстраиваются в колонны и не спеша проезжают по городу с траурными ленточками. Они посещают храм, зажигают поминальный крест из свечей. Выстраиваются в круг и после рева моторов в свете фар проводят минуту в тишине, поминая всех, кто погиб на дорогах.

Фото из архива Александра Шумилова

Фотографии сюжета / 1 фото

Автор текста: Ольга Ступак

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии