«Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый…» – многие ли нынешние взрослые помнят этот забавный стишок о поведении индикаторов в химических реакциях? А Эмиль Шигапов не только знает, но и регулярно пользуется этими правилами. На днях десятиклассник из урайской гимназии стал победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады по химии.
Соревнования прошли в Ханты-Мансийске. Среди 11 претендентов Эмиль заработал более 75 баллов, оставив далеко позади своих соперников. Ближайший к результату участник отстал почти на 30 баллов. Конкуренция была острой, а задачи – трудными. Одна из них особенно удивила старшеклассника.
– Масс-спектрометрия не поддалась. Эта тема не была мною достаточно изучена, а там необходимо уметь работать с графиками именно этого исследования. Такие задачи, к сожалению, мне не встречались, поэтому не на чем было «набить руку». Зато остальные задания были хорошо знакомы, – рассказывает Эмиль.
Не менее сложным оказался и практический тур. Нужно было не только переливать из колбы в колбу растворы, получая необходимые химические реакции, но и рассчитывать точное количество соляной и фосфорной кислот, находящихся в них. В этом юному химику помогали индикаторы – фенолфталеин и метиловый оранжевый.
Победа урайского гимназиста – результат упорного труда и длительной подготовки. Вместе с педагогом Татьяной Денисовой он готовился к олимпиаде еще с прошлого года. Решал задачки предыдущих лет, изучал свойства элементов большой части таблицы Менделеева. Главное, убежден победитель, после длительной нагрузки давать себе отдых, иначе работа рискует быть безрезультатной.
– В прошлом году Эмиль занял первое место на окружном этапе, в этот раз повторил свой результат. Нам есть чем гордиться, ведь кроме первого места среди его ровесников призовых мест больше не было, – убеждена Татьяна Денисова. – До конца февраля он немного отдохнет. А потом с новыми силами начнем подготовку к всероссийскому уровню.
Парень увлекся химией после седьмого класса. Пока одноклассники наслаждались каникулами, он посещал факультативные занятия и знакомился с новым предметом.
– Я уже тогда задумывался о будущей профессии и боялся, что, когда у нас начнут преподавать химию, не смогу ее понять. Поэтому и начал изучать предмет заранее, летом, – рассказывает Эмиль. – Постепенно любопытство перевесило сложности изучения химических формул, и, незаметно для меня самого, необходимость превратилась в интерес.
А как тут не увлечься? Кабинет лаборатории заставлен различными стеклянными приспособлениями: колбы, стаканы, мерные цилиндры, пробирки, штативы завораживают. Лабораторные занятия только на неискушенный взгляд кажутся чем-то волшебным и загадочным. На самом деле каждый шаг химика продуман и просчитан по формулам до мелочей.
Сегодня увлечение химией стало не только любимым занятием старшеклассника, но и шансом построить свое будущее. Отличные результаты на олимпиаде позволяют поступить в желанный вуз без экзаменов.
Уже через год Эмиль Шигапов окончательно определится с профессией, и наверняка химия в ней сыграет ведущую роль. Пока что молодой человек выбирает между медицинской и научной деятельностью.
Опубликованных комментариев пока нет.