Последние новости

11:49

Возвращение детского детектива: сериал «Любопытная Варвара» выйдет осенью в онлайн-кинотеатре W...

11:35

В Югре из-за непогоды перекрыли трассу до Сургута

11:09

Жители Югры все чаще регистрируют бизнес по упрощенной схеме через нотариуса

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

10:50

Югорчан приглашают бесплатно воспользоваться юридической помощью

09:20

Более 5 тысяч школьников Югры поедут в путешествие по социальному сертификату

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустят настольную этноигру

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

08:21

Павел Дуров: Telegram навсегда заблокировал аккаунты с призывами к терактам

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости

В ожидании протуберанцев

Кто формирует сегодня творческую среду, жива ли региональная поэзия и куда идет современная литература?

Фото: Александр Онопа

На этой неделе в Сургуте прошли вторые «Сухановские чтения», программа которых включила творческие встречи, мастер-классы для начинающих авторов, работу дискуссионной панели. Дискуссия развернулась вокруг современной поэзии в России. Есть ли сегодня в России поэты набоковско/бунинского звучания или остались одни лишь графоманы, больше стремящиеся казаться, чем быть? Теряет ли своих читателей поэзия, как меняется ее язык, что дает современной литературе интернет и вообще — «куда ж нам плыть»? А еще — кто они, российские поэты ХХI века, какое слово несут и услышаны ли современниками? На эти вопросы «Сургутская трибуна» попыталась ответить вместе с Александром Керданом — поэтом, сопредседателем Союза писателей России, Юрием Дворяшиным — доктором филологических наук, профессором, ведущим научным сотрудником Института мировой литературы А. М. Горького (РАН) и Надеждой Жуковой — директором Централизованной библиотечной системы Сургута.

Без ярких всплесков

«СТ»: В шестидесятые годы Вознесенский, Рождественский собирали целые площади слушателей, ими зачитывались современники, за их сборниками выстраивались очереди. И сколько бы раз они ни выходили на публику — это всегда было событие. Сегодня выступления поэтов (тех же Полозковой, Астаховой) вызывают лишь вежливое любопытство. Почему так?

А.К.:  Проблема в том, что современный поэтический мир хаотичен, разорван по субкультурам, теоретически не осмыслен. Поэтому когда мы говорим о полозковых, астаховых и соломоновых — это одна часть поэтического мира, стремящаяся заявить о себе всеми доступными сегодня способами. Но есть совершенно противоположная часть мира, целый пласт, связанный с такими именами, как Николай Зиновьев, Николай Рачков, Владимир Скиф, Нина Ягодинцева… Это замечательные югорчане Дмитрий Мизгулин (Ханты-Мансийск), Владимир Волколвец, живущий в Советском, это Петр Суханов, это национальные поэты — Мария Вагатова, Юван Шесталов, Тарханов, Айги из Поволжья, Княз Гочаг оглы из Пыть-Яха, который перевел практически всех поэтов Югры на азербайджанский язык. А есть Улицкая, Быков, на которых не жалеют средств налогоплательщиков. Сегодня издатель зарабатывает деньги, и литература в чистом виде ему не нужна. На ней бизнес не сделаешь. 

Ю.Д.:  Я хочу взглянуть на проблему с иной точки зрения. Если сравнивать нынешний этап поэтического развития с 1960–1970-ми годами, то можно четко проследить, что поэтический рельеф сегодня сглажен. В те годы были такие яркие всплески, протуберанцы! Они были очевидными и привлекали широчайшее внимание. Сегодня таких ярких проявлений, на мой взгляд, нет. С другой стороны, возможно, и сама общественность меньше обращает на это внимание, не замечает сегодня эти талантливые индивидуальности. И, видимо, прав Александр Борисович, говоря, что представление о современной поэзии очень разнообразно и хаотично. Именно поэтому нередко встречаем в одной и той же студенческой аудитории поклонников совершенно разных поэтических школ и направлений: от Марины Цветаевой до Петра Суханова и Веры Полозковой. 

Что потеряли и что обрели

  Собеседники единодушно сошлись в том, что сегодня нет единого литературного сегмента. В бытность страны Советов таковой создавался «толстыми журналами». Это — «Новый Мир», «Юность», «Урал», «Сибирские огни», «Иностранная литература», «Наш современник», «Дружба народов», «Неман» и ряд других, которые, к слову, были всегда востребованными. За ними буквально охотились, поскольку подписка была строго лимитирована, они передавались из рук в руки. Публикация в таких изданиях выводила малоизвестного автора на новую орбиту.

А.К.: Сегодня издание литературных журналов сведено к сотням экземпляров и занимаются раскруткой своих. Но главное, сегодня нет литературной критики, которая поднимала бы имена, как, к примеру, Вадим Кожин, который в свое время собрал «тихих лириков», выпустив антологию в издательстве «Детская литература». Он открыл девять имен, среди них — Рубцов, Жигулин, Рыжий, Решетов…  В начале нулевых в один год ушли из жизни Решетов и Рыжий. Бориса Рыжего тут же стала пиарить кушнеровская тусовка. О Решетове, которого Астафьев называл «лучшим поэтом России на переломе двух эпох», и который единственный из живущих тогда был включен в антологию книжной серии «Поэты свинцового века», умолчали!

«СТ»: Возможно, существует некий заказ на раскрутку определенного толка авторов? 

А.К.: Это один из ответов. Заказ есть, и он направлен на разрушение традиционного поля России, на разрушение национального государства, национального языка. Но есть и другой аспект — мы утратили сформированную в бытность СССР литературную культуру, среду, которая, в свою очередь, и создавала читающую аудиторию. Интернет, в котором сегодня тусуются и авторы, и читатели, не способен создать эту среду, разве что только вкусовщину.

Ю.Д.: Тема интернета может увести нас от главного. Интернет, как и телевидение, не есть абсолютное зло. В интернете много ерунды и грязи, но много и полезной информации, хорошей литературы. К слову, публикация в «толстом журнале» тоже не всегда гарантирует качество написанного текста. Но для регионов очень важны периодические литературно-художественные издания. Я с болью отмечаю, что у нас перестал выходить альманах «Сургут литературный». Я насчитал 11 номеров, которые выходили на протяжении 8–9 лет, и где были опубликованы произведения 65 сургутских авторов. Такая периодика — единственная площадка, где региональные поэты и писатели могут сказать свое слово и заявить о себе.

Переосмысление

  Сургут, по мнению литераторов, является редким исключением, где сегодня активно формируется творческая среда. Причем в большей степени это заслуга подвижников. В их числе — Фонд русской словесности (у истоков которого стоял Юрий Дворяшин, теперь его дело продолжает Николай Ганущак из СурГПУ), Рубцовский центр и литературный клуб «Имена», основателем коих является Сергей Лагерев. Это и «Большие чтения на 60-й параллели», «Сухановские чтения»… Сегодня библиотека играет первую скрипку в формировании литературной среды и читающей аудитории.

Н.Ж.:  На дискуссионной панели произошло весьма значимое событие — большое открытие Петра Антоновича Суханова. Я, уверена, что многие начнут его читать, постигать, открывать что-то новое для себя. Открывать невероятно многообразный, тончайший, образный, бездонный мир сухановской лирики. Для нас же важно, что библиотека, сохранив свое традиционное предназначение, активно вовлечена в процесс формирования социокультурной среды. Причем, отмечу, что в ходе этого процесса библиотека из строго упорядоченной системы стала обретать новые очертания, образуя структурно сложное явление. А переосмысление своей деятельности, перевооружение, если хотите, и принципиальное изменение подходов в работе с читателями уже дали свои результаты. Сегодня у нас 50 тысяч читателей, из них 26 тысяч — дети. Ежедневно в читальном зале выдается порядка 300 абонементов.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

11:49

Возвращение детского детектива: сериал «Любопытная Варвара» выйдет осенью в онлайн-кинотеатре W...

11:35

В Югре из-за непогоды перекрыли трассу до Сургута

11:09

Жители Югры все чаще регистрируют бизнес по упрощенной схеме через нотариуса

27 марта

Эксперты киноиндустрии на фестивале «Дух огня» обсудили проблемы развития образования в отрасли

10:50

Югорчан приглашают бесплатно воспользоваться юридической помощью

09:20

Более 5 тысяч школьников Югры поедут в путешествие по социальному сертификату

09:14

В Югре при поддержке «Газпромнефть-Хантоса» выпустят настольную этноигру

27 марта

План ввода жилья в Югре на 2024 год составит 1,013 миллиона квадратных метров

08:21

Павел Дуров: Telegram навсегда заблокировал аккаунты с призывами к терактам

21:39

Журналисты из Нижнего Новгорода задали вопросы мигрантам на знание русского языка

21:34

Школьницу из Новосибирска подозревают в рассылке сообщений о теракте

26 марта

Главная награда фестиваля «Дух огня» поедет в Казахстан

21:28

Песков: в России нет планов блокировки мессенджера Telegram

21:23

В Ханты-Мансийске определили победителей «Стартап-тура» фонда «Сколково»

21:19

Боец из Югры отблагодарил добровольцев Гумкорпуса

25 марта

В Ханты-Мансийске на «Духе Огня» обсудили развитие кинопроизводства в регионах

Читать все новости