Последние новости

22:01

В Музее истории и ремёсел Советского района расскажут о природном парке «Кондинские озера»

20:54

Людмила Батракова может исполнять обязанности главы Сургута до избрания нового мэра

20:16

Повара Сургутского района станут участниками всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая ...

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

19:29

С 26 апреля в Нижневартовске вводится особый противопожарный режим

19:23

Югорских мам обучат бизнесу

19:13

В Диктанте Победы примут участие 400 жителей Сургутского района

22 апреля

Глава Сургута Андрей Филатов объявил о досрочной отставке

18:22

В Югре доработают конкурс для поставщиков услуг в социальной сфере

17:38

ВТБ досрочно отменит комиссию за переводы по СБП

17:28

В Югре создадут условия для проектов по импортозамещению и разработке высокотехнологичной проду...

22 апреля

В Югре одобрен план мероприятий по реализации Послания президента России

17:11

В Федоровском провели день открытых дверей в администрации поселения

16:35

Сургутский политех завоевал Гран-при окружного фестиваля «Студенческая весна»

16:25

Волонтер Гумкорпуса рассказала о спасении домашних животных при паводке в Кургане

22 апреля

Владислав Шутов: в Ханты-Мансийске самые лучшие болельщики

Читать все новости

«В северопромышленный край, к Березову и Обдорску»

Такой маршрут для служебной командировки выбрал тобольский губернатор Корнилов в начале XIX века.

Алексей Корнилов (1764–1844) вошел в историю, пожалуй, как отец героя Крымской вой-
ны. Вице-адмирал, организатор обороны Севастополя Владимир Корнилов снискал славу верного сына Отечества. Между тем и сам Алексей Михайлович был личностью незаурядной.

От Иркутска до Тобольска
Мало кто знает, что отец героя Крымской войны когда-то служил губернатором – сначала Иркутска, затем Тобольского края. Он усердно изучал земли, за которыми император Александр I велел присматривать. Уже покинув Сибирь, будучи сенатором в Тверской губернии, Корнилов-старший издал книгу «Замечания о Сибири», представляющую интерес для тех, кому интересны северный край и населяющие его народы.
Алексей Корнилов, между прочим, был человеком военным. После долгого плавания в Средиземном море командовал фрегатом, получил орден Святого Георгия четвертой степени «За мужественные подвиги и храбрость, оказанные 13 августа 1789 года во время сражения галерного Российского флота со Шведским» и чин капитан-лейтенанта. В военном деле он был дока, даже написал книгу «Сигналы, посредством коих производятся тактические действия гребного флота». 
Корниловы – старинная русская дворянская фамилия – прославились верной службой Отечеству. Несмотря на высокие посты и чины, Корнилов не был богат, за ним числилось всего 30 душ. 
Его старший сын Александр учился вместе с Александром Пушкиным в Царскосельском лицее, был другом поэта. Он отличался веселым характером, остроумием и красноречием. В лицее имел безобидное прозвище Сибиряк. Как и отец, Александр пошел на государственную службу: был губернатором Киева, Тамбова, Вятки, а затем стал сенатором, повторив и в этом биографию родителя.
В Тобольск из Иркутска Корнилов-старший прибыл в 1807 году, уже в декабре следующего года он покинет Сибирь. И быть может, главным событием пребывания в нашем крае для него станет поездка на Север.
В 1807 году Алексей Михайлович предпринял, как бы сейчас сказали, служебную командировку: проехал из Тобольска до Обдорска. Одной из целей поездки было исследование «на месте личным обозрением», «отчего остяцкий народ не размножается и нет ли от земской полиции каких-либо притеснений сим простодушным чадам природы».
Впечатления от увиденного и свои предложения по улучшению экономического состояния севера Тобольской губернии и быта проживающих там «ясашных народов» Корнилов изложил в «Замечаниях о Сибири».

На край света
«Я отправился из оного 28 мая 1807 года на приготовленной для моего плавания палубной лодке к Березову и Обдорску, в такой край света, где природа, кажется, остановила ход обыкновенных своих законов и где человек образом жизни своей представляет зрелище страдания и ужаса», – так драматично-литературно начал он свой рассказ о путешествии по Югре.
«Северная часть Тобольской губернии по большой части обитаема народами, почти в первобытном состоянии человека пребывающими, живущими звериною ловлею, рыбным промыслом и стадоводством оленей. Это их единственная собственность, единственное богатство, единственная возможность существенная!» – читаем в его записках.
А для того, чтобы за ними приглядывать, по мнению губернатора, нужны чиновники, которые бы «всеми силами бедный народ постепенно приучали к переходу от первобытной дикости и невежества к возможному образованию и деятельности».
Они, чиновники, защитили бы и от корыстолюбия промышленников, которые порой паразитируют на «добрыми первородными нравами аборигенах». Хотя и к ним у него претензии тоже есть:
«Жадность к вину, всем диким народам свойственная, здесь до такой степени простирается, что остяк, ожидающий за труды очередной рюмки своей, походит на одержимого лихорадкою».


Как привязать чиновника к Сибири
Губернатор приходит к грустным выводам: пустота и дикость места, суровость климата, ошибочность представления об этом крае привели к тому, что люди образованные неохотно ехали в эти места. Чиновники возвращались домой, и порой приходилось на их место брать людей, которые были под судом.
Что же предлагает Корнилов?
Раздавать землю чиновникам по их желанию для хозяйственных нужд. «Права собственности привяжут чиновников к Сибири», – уверен губернатор.
Надо сказать, до Корнилова и после него немногие тобольские губернаторы посещали северные уезды губернии и лично входили в дела управления этим краем.
«Я был встречен в Березове так же, как отпущен из Тобольска: народ был восхищен моим прибытием, он в первый раз видел у себя своего губернатора», – не без гордости за себя замечает Корнилов.
В своих заметках он восхищается местоположением Самарово и негодует по поводу Березова:
«Местоположение города довольно изрядное, особливо во время полноводия, в которое кажется он прилежащим морскому берегу, – подробно описывает губернатор увиденное. – Подъезжающему к Березову и в самое цветущее время июня природа представляется путнику в ужасном виде: зелень дерев бледна, желта и жители окутаны шубами; я не мог надивиться противоположностям тамошнего климата: в одно и то же время года иногда от солнечных лучей несносно жарко и вдруг так делается холодно, что шуба необходима».
Жители в Березове, сообщает Корнилов, состоят из нескольких казацких семей, которые ни по какой части не приносили пользы государству: «они военного искусства совсем не знают, вооружения порядочного не имеют, и из 170 не более 30 человек называются вооруженными только потому, что для виду носят на себе кое-какое оружие; следовательно, казенное жалованье и продовольствие на сих людей идет совершенно напрасно».
Губернатор сразу подмечает отсутствие базы для экономического развития:
«Между прочим, встретил я здесь затруднение в подрядах на лес, ибо ни одного ни торгового, ни ремесленного общества в Березове нет. Остяки же по рассеянности занятий своих, а более по нерадению поставкою леса вовсе не занимаются, и, следовательно, входят в подряды одни казаки, отчего при постройках после пожара казна понесла значительные убытки и цены выставлены были несоразмерные, так что экономическим внимательным образом можно бы сделать постройки сии по крайней мере вдвое дешевле».

Хорошо только ссыльным
Кому хорошо живется в Сибири, так это, по мнению губернатора, ссыльным.
«Всякий ссыльный преступник, вступая в Сибирь, пользуется с первого шага такими правами и свободами, каких не имел даже до своего преступления». Ведь раньше он платил оброк помещику, а оказавшись в Сибири, получает дом и ссуду для обзаведения хозяйства. Из-за этой вольной жизни, по мнению Корнилова, эти люди предаются «праздности, пьянству и разврату». Губернатор предлагает принудить этих несчастных к труду, чтобы пресечь пороки. Для этого ссыльным надо дать землю и орудия труда. А сибиряков, как считает Корнилов, не надо брать в рекруты, а предоставить им возможность работать на своей земле.
«Всякий любящий Отечество с сожалением смотрит на обширные места Сибири, наделенные всеми дарами природы», – восклицает Алексей Михайлович, понимая, какими богатствами природа наделила этот край и как бедно и тяжко живут люди, как неустроен и суров их быт, как несправедлив порой к ним царствующий режим.
Кто знает, управляй Корнилов Тобольской губернией более двух лет, быть может, он затеял бы какие-то реформы. Но в конце 1808 года Алексей Михайлович из-за интриг был вынужден уехать из Сибири. Уже потеряв пост губернатора, он все равно продолжал думать о том, как управлять такой огромной территорией, как Сибирь. Через 21 год после поездки по Югре он издал книгу «Замечания о Сибири». Это был его способ проститься с краем, который стал для Корнилова частью судьбы.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

22:01

В Музее истории и ремёсел Советского района расскажут о природном парке «Кондинские озера»

20:54

Людмила Батракова может исполнять обязанности главы Сургута до избрания нового мэра

20:16

Повара Сургутского района станут участниками всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая ...

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

19:29

С 26 апреля в Нижневартовске вводится особый противопожарный режим

19:23

Югорских мам обучат бизнесу

19:13

В Диктанте Победы примут участие 400 жителей Сургутского района

22 апреля

Глава Сургута Андрей Филатов объявил о досрочной отставке

18:22

В Югре доработают конкурс для поставщиков услуг в социальной сфере

17:38

ВТБ досрочно отменит комиссию за переводы по СБП

17:28

В Югре создадут условия для проектов по импортозамещению и разработке высокотехнологичной проду...

22 апреля

В Югре одобрен план мероприятий по реализации Послания президента России

17:11

В Федоровском провели день открытых дверей в администрации поселения

16:35

Сургутский политех завоевал Гран-при окружного фестиваля «Студенческая весна»

16:25

Волонтер Гумкорпуса рассказала о спасении домашних животных при паводке в Кургане

22 апреля

Владислав Шутов: в Ханты-Мансийске самые лучшие болельщики

Читать все новости