В Мегионской школе для детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются более 120 ребят, 77 из них дети с инвалидностью, 20 - с расстройствами аутистического спектра.
По обстановке и атмосфере она напоминает дом одной большой и дружной семьи. При встрече в коридоре дети могут подойти и обнять тебя - говорят, что здесь это норма. Где особенные ученики, там и особенные учителя, для которых находиться с детьми почти целый день - скорее жизнь, чем работа, скорее радость, чем труд.
Начинали с трех кабинетов
История коррекционной школы началась с 1988 года. Три кабинета в вечерней семейной школе были отданы для работы с детьми с ОВЗ. Становление образовательной организации проходило нелегко, первое время с учебным фондом помогали коллеги из Нижневартовска, уроки труда и физкультуры проходили в других школах. Но время шло, рос педагогический коллектив и прибавлялось учеников. В 1994 году для школы выделили двухэтажное здание бывшего детского сада. Через четыре года в школе было по два класса в параллели, занятия проходили в две смены.
По мере того, как менялись условия, набирались опыта преподаватели. Многие обучались на курсах повышения квалификации, изучали последние методики в дефектологии, логопедии. Сегодня в учреждении работают 42 педагога с высшим дефектологическим образованием, 11 имеют высшую квалификационную категорию. В настоящее время здесь реализуется 7 образовательных программ с 1 по 11 классы, в том числе с профессиональной подготовкой по профилям «Уборщик служебных помещений» и «Рабочий по комплексному обслуживанию зданий».
Мальчики осваивают столярное дело в мастерской, куда приобретено оборудование. Здесь они занимаются резьбой по дереву, своими руками могут сделать табуретку, скамейки, скворечники. Что касается будущего ребят, об этом стараются думать в первую очередь. Для кого-то большой победой будет освоить навыки самостоятельной жизни, кому-то можно пойти дальше и обучиться рабочим профессиям.
В школе уверены: если ребенок отстает в освоении навыков чтения, счета и письма, то обязательно проявит себя в чем-то другом.
- У нас успешно развиваются внеурочная деятельность и дополнительное образование. Ребята посещают музыкальные кружки, обучаются игре на свирели, участвуют в фестивалях и конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровня. Многие достигают высоких показателей в спорте. Наши ученики - члены сборной округа по настольному теннису, бочче, плаванию, легкой атлетике и снегоступингу. В феврале этого года команда из нашей школы участвовала во Всероссийских соревнованиях по снегоступингу в Казани, - рассказала Марина Медведева, заместитель директора по учебной работе.
В кругу своих
С первых лет в Мегионской школе работает Наталья Ковальчук - методист, учитель начальных классов. За годы работы она научилась многому: в Сургуте проходила переподготовку в области олигофренопедагогики, дефектологии, затем училась на методиста, осваивала менеджмент в сфере образования. «Полдня для детей я вторая мама. Здесь ты понимаешь, что кому-то нужен, и дети довольны, и родители доверяют, благодарят», – рассказала Наталья Георгиевна. Приобретя значительный опыт, педагог участвует в деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, которая определяет маршрут детям с особенностями развития, и часто наблюдает такую картину:
- Если родителям дается рекомендация привести ребенка в специализированную школу, они имеют право не показывать такое заключение и идти в общеобразовательное учреждение. Тогда ребенок учится в обычной школе, чаще всего не успевает. Затем приходит понимание, что все-таки рекомендации были даны не зря, и родители приводят его к нам. Таким детям после первого года учебы в обычном классе бывает вдвойне сложно. Они уже почувствовали, что отличаются от других, что не успевают по программе, возможно, подвергались насмешкам. У нас же дети находятся в кругу своих, здесь даже малые успехи обретают значение. К ним относятся с вниманием. Среди ребят меньше соперничества, у нас никогда старший не толкнет младшего. Вот недавно приходила мама с мальчиком. Она расстроенная, а ее сын зашел в класс, начал общаться с детьми и тут же говорит: «Иди мама, я останусь здесь».
Лучшей наградой для учителей школы, как признается Наталья Георгиевна, становятся встречи с выпускниками, которые создают свои семьи, успешно работают, находят свой путь в жизни.
Большой семье места мало
Учитывая рост числа учеников в последние годы, школа испытывает заметные трудности в организации учебного процесса. В этом доме тепло и уютно, но, к сожалению, тесно.
- Великий труд - работать с детьми с ОВЗ, педагоги вкладывают душу в свое дело, принимают участие в нашей жизни. В школе сейчас учатся в две смены. Во вторую уроки у старших классов заканчиваются после 19 вечера - все потому, что старое здание маловато для такого числа школьников, не говоря уже о детях с РАС, которым нужен отдельный класс, определенные условия. Неоднократно родители и коллектив школы обращались с просьбами о строительстве новой школы или предоставлении другого здания. Пока справляемся, как можем, и ждем решения этого вопроса, - рассказала Татьяна Тетерюк, дочка которой учится в Мегионской школе.
С 2014 года число учеников выросло на 60%. Школа исчерпала резерв своих площадей в сентябре прошлого года, сейчас количество детей здесь превышает возможности здания в 2,5 раза.
Родители и учителя не раз обращались к местным властям, рассказывали о своей проблеме, и небезуспешно - строительство нового здания они ожидают в 2024-2026 годах.
Достижения воспитанников
- Ученик школы Петр Макаров в 2016 году вошел в запас сборной России по снегоступингу для участия во Всемирных зимних играх в Австрии.
- С 2013 года ученики являются членами сборной округа и участвуют во Всероссийских соревнованиях по адаптивному спорту - настольный теннис, бочча, плавание, атлетика, снегоступинг.
- В культурно-образовательном проекте «Три ратных поля России» ученики заняли 1 и 2 места.
- Победа во Всероссийском творческом конкурсе «В окно повеяло весною».
- 1 место в III Всероссийском творческом конкурсе с международным участием «День Победы».
- 1 место в X Всероссийском конкурсе для детей и молодежи «Время талантливых» в номинации «Хореография» занял танец «Русская плясовая».
- 1 место в X Всероссийском педагогическом конкурсе «Вектор развития» в номинации «Музыкальное творчество» заняла конкурсная работа «Мой дедушка герой».
Опубликованных комментариев пока нет.