В Общественной палате Югры региональные эксперты ассоциации Независимого общественного мониторинга представили доклад о результатах деятельности института общественного контроля за пятилетний период. Руководитель высшей школы права ЮГУ Станислав Розенко и профессор этого университета Игорь Федулов проанализировали работу института и рассказали, как наблюдатели сделали избирательный процесс в России открытым и честным.
Ранее в Общественной палате России были подведены итоги работы института общественного наблюдения за пять лет, по итогам которой Ассоциация НОМ подготовила доклад о результатах деятельности института.
Как отметила председатель Общественной палаты Югры Алсу Маганова, институт общественного контроля — это система, которая позволяет защитить права избирателей и обеспечить прозрачность всех процессов в период проведения выборов.
«Эффективность общественного наблюдения за выборами в нашем регионе проверено временем. А та обратная связь от общественных наблюдателей, которую мы получаем на всех этапах подготовки и после завершения самого процесса является тому подтверждением», — рассказала Алсу Маганова.
Именно югорчане, отметила председатель, являются свидетелями того, что происходит в этот период и как осуществляется работа. А устойчивость механизмов общественного контроля позволяет успешно отражать информационные атаки со стороны недружественных государств.
Общественный мониторинг на выборах в Ханты-Мансийском округе проводится не первый год, и региональная Общественная палата была первопроходцем этого процесса, отметил модератор встречи, член ОП региона Владимир Меркушев.
«Ассоциация НОМ обобщила всю работу общественного контроля, работу экспертов и составила доклад, который был представлен на прошлой неделе в Общественной палате Российской Федерации. Уверен, доклад будет полезен нашим коллегам, потому что наблюдением в первую очередь занимается Общественная палата, и эксперты НОМ подчеркивают, что на общественников ложится существенная функция по подтверждению легитимности выборов и соблюдению прав наших граждан», — сказал Владимир Меркушев.
Далее слово было предоставлено эксперту Независимого общественного мониторинга Станиславу Розенко, который озвучил основные тезисы доклада.
«Наши коллеги, авторы данного доклада, не просто учли опыт общественного наблюдения за последние пять лет. Они рассмотрели истоки становления этого института, Прежде всего критически осмыслен имеющийся опыт к настоящему времени и высказаны предложения по развитию общественного наблюдения в будущем», — рассказал Станислав Розенко.
Создание общественного контроля отвечало потребностям российского государства и общества, отметил эксперт. Когда создавался этот институт, к выборам в России высказывались различные претензии и возникла необходимость утверждения легитимности избирательного процесса в нашей стране. В этот процесс были вовлечены широкие слои населения, ставка была сделана на регионы и молодежь.
«Виден механизм самосовершенствования. Тот общественный контроль, который был в 2018-2020-ых годах и то, что имеет место быть сейчас — это качественно разные явления. Была показана легитимность российских выборов. Общественная палата в этой работе выступила в качестве того, кто объединяет российское общество и политические партии. Было утверждено, что все избирательные кампании должны проходить в режиме законности, объективности и справедливости», — сказал эксперт.
Также Общественный контроль показал способность динамично развиваться и учиться своевременно отвечать на различные вызовы. Станислав Розенко привел в пример введение системы наблюдателей, которая позволила минимизировать масштаб распространения фейков.
«Это дополнялось системой видеонаблюдения и стало сдерживающим эффектом для тех участников процесса, которые рассчитывали повлиять на деятельность участковых избиркомов через кандальные заявления, протолкнуть свои результаты и так далее. Общественная палата выступила в качестве союзнической силы для Избиркома России и сдерживающей силой, заставляющей всех играть по одним правилам», — рассказал Станислав Розенко. Эксперт добавил, что свою роль в этой деятельности также сыграли разные общественные объединения, правозащитные структуры и некоммерческие организации. Становясь единой системой, они нарабатывали практический опыт.
И результат их деятельности уже виде на примере избирательных кампаний последних лет. Например, в 2021 году во время избирательного процесса были зафиксированы попытки вбросов, и общественное наблюдение позволяло эти факты выявить и подтвердить.
Впереди избирательные кампании 2023-2024 годов. И время выдвигает новые требования, в частности, введение дистанционного голосования, продолжил эксперт. Югре предстоит обучить наблюдателей работать в новых условиях. Также стоит отметить, что округ обладает территориальной спецификой — 22 муниципалитета, большое количество отдаленных и труднодоступных территорий.
«Нужно развивать систему в отдаленных муниципалитетах, идти по пути расширения перечня наблюдателя и своевременно обучать их. Чтобы любой наблюдатель был уверен, что он опирается на Общественную палату округа, что ему готовы всегда помочь. Важно определить его права и обязанности», — отметил Станислав Розенко.
Еще один современный вызов, который отражен в докладе — это выборы в новых территориях, Донецкая и Луганская народная республики, Херсонская и Запорожская области. Там тоже нужны свои общественные наблюдатели, важно дать людям понять, что они живут в сильном правовом государстве с независимым обществом, которое активно участвует в избирательном процессе.
«Там есть свои сложности, поскольку сопредельное государство не откажется от реваншизма. Нам придется в дальнейшем преодолевать информационное противодействие», — отметил Станислав Розенко.
Его коллега Игорь Федулов добавил, что институт общественного контроля важен прежде всего для самого общества. И его существование говорит как раз о том, что российское гражданское общество состоялось.
«Существует законодательная база, есть работоспособные механизмы общественного наблюдения. Важно отметить, что многое делается для того, чтобы российская система была открытой и способной реагировать на внешние вызовы и постоянные изменения. В частности, это отражается в том, что появляются новые формы волеизъявления, такие как электронное голосование и для него необходимо новые формы наблюдения, технические средства», — сказал Игорь Федулов.
Эксперт также отметил необходимость интеграции новых регионов в избирательный процесс, который выстроен в России.
В докладе отражены угрозы, с которым может столкнуться Россия в ходе избирательных процессов ближайших двух лет. Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой.
Среди них — создание общественны групп для работы на местах, которые своевременно отражали бы фейковые сообщения и опровергали их. Также эксперты отметили, что необходимо ввести принцип открытости работы общественного контроля.
«На каждом этапе избирательного процесса общественники должны показывать, как осуществляется голосование. Начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центризбиркомом. Также поступали предложения о развитии общественной экспертизы, проверок и так далее. То есть многогранный контроль. В итоге, с одной стороны в Общественный контроль вовлекаются все более широкие слои населения, с другой — идет работа с избирателями», — отметил Станислав Розенко.
Ранее экспертный клуб Югры обсудил предстоящие в 2023 и 2024 годах выборы.
Опубликованных комментариев пока нет.