×
Общество
0

В Югре прокладывают зимние дороги жизни

В регионе с начала текущей недели стартовали работы по устройству зимников и ледовых переправ. Управление автомобильных дорог автономного округа опубликовало первые данные о пройденных тяжелой техникой метрах болот и бездорожья, а также даты, в которые долгожданные трассы будут введены в эксплуатацию.

Затяжная осень в Югре наконец перешла в стадию устойчивого «минуса». Начался ледостав на реках, где почти три недели назад завершилась навигация. Надо ли говорить, как рады этому жители труднодоступных поселков Белоярского, Октябрьского, Нижневартовского, Кондинского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов? Морозы дают надежду на то, что с Большой землей население соединят уже не вода и не воздух, а земля – зимние автомобильные дороги.

Чтобы не хуже асфальтовой

Подобные дороги – в холодное время года единственная возможность для жителей некоторых небольших населенных пунктов добраться в райцентры и окружную столицу. В основном поселки находятся по берегам рек, в летний период спасает навигация, а с конца октября и до конца декабря они фактически отрезаны от цивилизации, там существует только воздушное сообщение. И чем быстрее дорожники введут зимники в эксплуатацию, тем скорее люди получат связь с другими населенными пунктами.
Каждый год эксплуатирующие организации в Югре начинают с одного и того же – так называемой проминки будущих дорог. Есть еще один термин: дорожники «топчут» болота, чтобы вода и земля как можно быстрее схватывались в единую твердь, которую потом надо укатывать, грейдировать, намораживать. Это делает тяжелая гусеничная техника, выравнивая покрытие, уплотняя дорогу. Это важная процедура для обеспечения беспрепятственного и безопасного проезда десятков тысяч автомобилей. В том числе спецтехники с топливом и стройматериалами, грузовиков торговых сетей, фур с продуктами и товарами первой необходимости.
Общая протяженность зимников в Югре на сезон 2020/2021 года составит 2 311,76 километра, ледовых переправ – 22,4 километра. Генеральный подрядчик по всей территории автономного округа один – АО «ГК «Северавтодор», а именно филиалы госкомпании в муниципалитетах. Именно они отвечают за строительство и содержание всех автозимников и ледовых переправ межмуниципального значения.
На сегодняшний день определены и 19 субподрядчиков, которые будут непосредственно работать на устройстве зимних дорог и намораживании ледовых переправ.

Все зависит от погоды

И если с зимниками работа более-менее пошла, то по поводу переправ у дорожников пока оптимизма немного. Например, в Ханты-Мансийском районе, где к Новому году заработают более 382 километров зимних дорог, готовность инфраструктуры уже около 13 процентов. Что же касается ледовых переправ, то до сих пор нет ледостава ни на Оби, ни на Иртыше: дорожники могут пока лишь подготовить подъезды к берегам рек.
В управлении автомобильных дорог говорят, что второй год подряд нетипично мягкая погода тормозит начало строительства зимних трасс. Так, белоярцы обычно уже в межсезонье начинают следить за ходом устройства сезонных дорог в соседнем Октябрьском районе. Именно через этот муниципалитет в самый северный район Югры идет транспорт с продовольствием и топливом.
Отметим, в прошлом году именно в Октябрьском районе было введено в эксплуатацию наибольшее число межмуниципальных зимних дорог и ледовых переправ – четырнадцать. Это 339 километров зимников и 9 километров переправ.
В отделе транспорта администрации района сообщили, что на сегодняшний день проведены работы по выравниванию дорожного полотна и подъездных путей к будущим зимним дорогам. Ведется подготовка дорожных знаков и указателей. Необходимую для строительства зимника технику подрядчики уже перебросили. Как только «минус» станет устойчивым и встанет лед на Оби и протоке Алешкинской, начнутся заливка и устройство переправ и проминка болот.



Торопливость = трагедия

А пока что лед на Алешкинской в районе Приобья не выдерживает даже снегоходы. 13 ноября при попытке пересечь протоку под едва схватившийся ледовый покров провалился «Буран», погиб 28-летний местный житель.
Кстати, в конце ноября прошлого года через протоку Алешкинскую по направлению зимника Сергино – Андра ночью пыталась проехать «Нива». Далеко от берега машина, к счастью, отъехать не успела – в лед провалились только колеса. А еще годом ранее несанкционированный выезд на реку закончился бедой: в утонувшем УАЗе, двигавшемся из Приобья в Игрим, погибли два человека.
Тем не менее югорчане не мытьем, так катаньем, не дожидаясь официальных дорожных работ, своими силами намораживают ледовые переправы. 16-го числа об одной из них сообщил блогер из Междуреченского Олег Кронштапов. Речь идет о так называемой частной переправе через Конду в Кондинском районе, которая, как рассказали блогеру строители, предназначена для пеших переходов жителей. Лед на переправе за несколько морозных дней успели нарастить на толщину от 17 до 20 сантиметров, что позволяет переезжать через реку даже тяжелым джипам, и, вероятнее всего, желающие это сделать уже практически нашлись.
Но в ситуацию вмешалась администрация муниципалитета, решившая однозначно: подъезды к переправе перекопать во избежание возможных трагедий. Об этом в сюжете телекомпании «Конда» сообщил 17 ноября глава  района Анатолий Дубовик. Логика понятна: подрядчики, устраивающие официальные ледовые переправы, делают все по нормативам. А кто ответит за беду, если она вдруг случится на стихийно сооруженной «частной» переправе? Вероятнее всего, лишь муниципальные власти, не обеспечившие безопасность жителей.

За неделю до Нового года

Сроки ввода в эксплуатацию зимников и ледовых переправ, которые свяжут труднодоступные поселки Югры с Большой землей, остаются такими же, как в прежние годы: 25 декабря. При благоприятной погоде переправы и сезонные дороги, сообщили в управлении автомобильных дорог, могут быть открыты раньше. Впрочем, и в прошлом году первые сроки возможного открытия зимних дорог первоначально колебались около середины декабря, но погода сдвинула даты на десять дней позже.
Кстати, в этом году раньше всего, к 1 декабря, по планам управления автомобильных дорог, должен быть запущен зимник Ханты-Мансийск – Талинка – Белогорье в Ханты-Мансийском районе, а к 15 декабря, в том же муниципалитете, – зимник Белогорье – Луговской с ледовой переправой через Ендырскую протоку.
Сколько они простоят? Дорожники не дают никаких прогнозов. Теплая весна 2020 года растопила зимние дороги к началу апреля даже в самых северных муниципалитетах…

   Игорь Кравец директор филиала № 5 (Ханты-Мансийск) ГК «Северавтодор»
- Устройство автозимника – целый технологический процесс. Это объект дорожной инфраструктуры, который строится по проекту, к которому есть определенные требования – по скоростному режиму, по ширине, по грузоподъемности и так далее. Ширина зимника по контракту должна быть девять метров, по краям нарезаются снегозащитные полосы, препятствующие заносу дороги снегом, устанавливаются автодорожные знаки.

Теги статьи: #Югра #Дороги

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии