×
Спорт
0

В Югре завершилась акция волонтеров адаптивного спорта

Завершилась декабрьская окружная акция «Сфера адаптивного спорта – добровольчество завтрашнего дня!», в которой приняли участие 22 910 школьников и студентов среднего и высшего профессионального образования Югры. В этом году акция была посвящена сразу двум событиям – Международному дню инвалидов (3 декабря) и Дню волонтера России (5 декабря). Эти два повода объединены не случайно: в нашем округе активно развивается добровольческое движение в сфере адаптивного спорта.

В период с 3 по 17 декабря, при поддержке департамента образования и молодежной политики Югры, в 89 учреждениях образования прошли уроки-практикумы. Акцию поддержали 9 муниципальных образований автономного округа: Сургут, Нижневартовск, Лангепас, Когалым, Югорск и Нефтеюганский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы.

– Участниками уроков стали не только школьники и студенты, но и волонтеры, спортсмены, специалисты и инструкторы сферы адаптивного спорта. К мероприятию присоединились отделы по развитию адаптивного спорта в Югорске, Нижневартовске, Сургуте, Советском районе. Я уверен, что цели акции достигнуты. Такие уроки помогают становлению активной гражданской позиции у молодежи, воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, – сказал директор центра адаптивного спорта Югры Михаил Вторушин. – Надеюсь, что в 2021 году наши ряды добровольческого движения пополнятся. Нам очень нужны люди с добрым сердцем и открытой душой!

Добровольные помощники

Первые волонтеры в сфере адаптивного спорта появились в регионе в 2014 году, когда при центре адаптивного спорта Югры был создан клуб «Респект». И было тех помощников ни много, ни мало – 5 человек, все студенты Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа. Этой пятерке повезло, у них был хороший разбег и старт – уже в 2014 году они начали подготовку к работе на Сурдлимпийских зимних играх 2015 года. Все пятеро овладели специальными знаниями и навыками общения с людьми с инвалидностью, прошли 72-часовые курсы повышения квалификации по основам русского жестового языка и отлично поработали на Играх в составе волонтерского корпуса, где были ребята из 17 субъектов РФ.

Сегодня деятельность клуба переросла в добровольческое движение, волонтеров уже около двухсот, к движению присоединились 13 муниципалитетов.


Ребята оказывают помощь спортсменам с инвалидностью на спортивных мероприятиях и на тренировках, организуют социально-образовательные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями и их семьями, выступают в роли ведущих мастер-классов, уроков, тренингов, обучают новичков специальным знаниям.

Эфир с губернатором Югры

4 декабря губернатор Югры Наталья Комарова провела прямой эфир на тему «Добровольчество в условиях пандемии». В этот же день специалисты обособленного подразделения «Региональный центр адаптивного спорта» в Сургуте на площадке Zoom провели в рамках акции урок «Сфера адаптивного спорта – добровольчество завтрашнего дня!» с учащимися 9 класса средней общеобразовательной школы № 18 имени В. Я. Алексеева. Подключившись к эфиру губернатора, ведущая урока Наталья Семенова, заместитель директора по спортивной работе Регионального центра, рассказала об онлайн-уроке для учащихся и о том, чем занимаются волонтеры сферы адаптивного спорта в период пандемии.

Во время прямого эфира Виталий Телеш, мастер спорта России международного класса, многократный призер международных соревнований, неоднократный чемпион России по лёгкой атлетике среди слепых и слабовидящих спортсменов и спортсмен-ведущий Денис Махлинский продемонстрировали правила оказания ситуационной помощи инвалидам по зрению: как нужно вести человека, как помочь ему сесть, как начать диалог с ним и каким должно быть ваше поведение во время диалога.

Онлайн-урок

После эфира с губернатором ведущие вновь подключились к площадке Zoom, где их ждали девятиклассники и продолжили урок. Ребята узнали о работе клуба добровольцев «Респект» в сфере адаптивного спорта, о том, какие дисциплины адаптивного спорта развиваются у нас в округе, подискутировали по вопросу: «Кто такой доброволец и каждый ли может им стать?»

Инвалидность бывает разная. Есть люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения и интеллекта. И в первую очередь, необходимо понять особенности восприятия этими людьми окружающего мира. Об этом и шла речь на уроке. Наибольший интерес у ребят вызвали вопросы общения со слабовидящими и слабослышащими людьми.

Многие наверняка слышали о шрифте Брайля для слепых, но не все видели, как он выглядит, и уж совсем мало кто знает историю жизни его изобретателя.


Луи Брайль, случайно поранивший глаз в трехлетнем возрасте, к пяти годам полностью ослеп, но это не помешало ему окончить Королевский институт для слепых в Париже, работать преподавателем алгебры, географии, виртуозно играть на органе и преподавать музыку незрячим людям. Пример, достойный подражания.

Люди с нарушением зрения ежедневно сталкиваются с определенными трудностями. На уроке ребята смогли погрузиться в мир незрячих людей, почувствовать себя на месте человека с ограниченными возможностями, чтобы понять, что эти люди нуждаются в помощи.

Для этого с завязанными глазами, используя тактильные ощущения, пробовали определить на ощупь, какая крупа находится в мешочках. Вдеть нитку в иголку для зрячего человека – большое напряжение, сделать то же самое с завязанными глазами оказалось сложной задачей.

 

Узнать на ощупь номинал монет, пройти по скамейке с завязанными глазами, используя трость – в общем, погружение в мир незрячих людей состоялось, а значит, пришло понимание, что таким людям очень необходима наша помощь.

Магия русского жестового языка

Большой интерес вызвало знакомство с дактильной азбукой и жестами, которыми постоянно пользуются люди с нарушением слуха.


При помощи дактильной азбуки ребята попробовали показать свои имена и изучили несколько простых жестов.


Кстати, среди добровольцев изучение русского жестового языка (РЖЯ) пользуется большой популярностью. Наиболее одаренные развивают полученные навыки, в первую очередь, через практику общения со слабослышащими людьми. Например, Сабина Карданова, доброволец клуба «Респект» первого состава (2014-2015 годы), увлеклась жестовым языком, постоянно практиковалась на окружных соревнованиях среди глухих и слабослышащих, в 2015 году прошла курсы повышения квалификации, получила удостоверение и трудоустроилась в Центре адаптивного спорта Югры сурдопереводчиком. Сначала работала в Ханты-Мансийске, а сейчас трудится в Сургуте, совмещая работу с учебой в СурГУ. Камилла Ротарь – волонтер клуба «Респект», проживает и работает в Ханты-Мансийске, заочно обучается в Санкт-Петербургском колледже на сурдопереводчика. В 2020 года стала победителем окружного творческого конкурса «Добровольцы Югры в лицах» в номинации «TikTok» на РЖЯ.

Волонтеры Анна Шенгелая (г. Пыть-Ях) и Екатерина Слинкина (г. Ханты-Мансийск) увлекаются жестовым пением. Да, для многих добровольцев жестовый язык – это поистине магия. А для кого-то – дело всей жизни!


– Есть чувство удовлетворения от проведенного урока, потому что многие ребята узнали, какими специальными знаниями и навыками нужно овладеть, чтобы общаться и оказывать помощь людям с ограниченными возможностями, и не важно где – на соревнованиях, в магазине, в кинотеатре или на улице, – прокомментировала соведущая урока, волонтер из пгт. Пионерский Советского района Светлана Упорова. – А вообще, для такого общения в первую очередь каждому человеку нужно доброе сердце, чтобы не пройти мимо, и чувство такта, чтобы ненароком не обидеть того, кому ты решил помочь.

Перспективы

Подобные образовательные акции проходят ежегодно. 2021 год – не станет исключением, это знаменательный год для атлетов адаптивного спорта Югры. С 24 августа по 5 сентября 2021 года в Токио пройдут XVI Паралимпийские летние игры, а в декабре в Бразилии состоятся XXIV Сурдлимпийские летние игры. Будет повод рассказать молодежи о развитии паралимпийского и сурдлимпийского движений в Югре, России и в мире.

Методическая копилка

В центре адаптивного спорта Югры ежегодно пополняется копилка методических разработок, включающих готовые планы уроков (бесед) и презентационные материалы к ним. Все они находятся в свободном доступе на сайте http://www.csi-ugra.ru в разделе «Неформальная педагогика» http://www.csi-ugra.ru/education/dobro/

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии