Родился будущий герой 10 апреля 1921 года в семье сельского учителя Василия Архангельского в деревне Асеево Шадринского района Челябинской области. В 1933 году отца командируют в Обь-Иртышскую область на Крайний Север – для организации школ.
В далекое национальное стойбище, ныне село Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, Василий прибывает вместе с женой Лидией Фёдоровной и сыновьями Николаем, Владимиром, дочерью Ларисой. В это время 12-летний Николай уже увлекся авиамоделированием и стал заниматься в авиамодельном кружке Мужевской школы. Любил читать книги о летчиках и путешественниках и, как большинство мальчишек той поры, мечтал летать. В далеких Мужах он вместе с друзьями запускал самодельный воздушный шар. Посмотреть на невиданное зрелище собралась вся деревня.
В августе 1939 года Василия Алексеевича перевели в Кондинскую, ныне Октябрьскую, среднюю школу, где Николай окончил восьмой класс и уехал в город Челябинск для продолжения учебы. В 1940 году в августе Тракторозаводской военкомат города Челябинска призывает комсомольца Николая Архангельского в Красную Армию и направляет его в первую Чкаловскую военную школу авиаперелетов. Именно там Николай встретил известие о начале войны.
В декабре 1941 года он уже пилот, проходящий учебную практику в бомбардировочном полку. Выдержку, мужество, большую силу воли унаследовал Николай от отца.
Боевое крещение Николай Архангельский принимает, будучи командиром самолета «Бостон» на Юго-Западном фронте. Эти самолеты были направлены в Советский Союз по ленд-лизу. Уже в августе 1942 года за 34 боевых вылета 21-летний командир экипажа был награжден орденом Красной Звезды, а в начале 1943 года – удостоен ордена Боевого Красного Знамени. За технически грамотную эксплуатацию американского самолета «Бостон» президент США Рузвельт награждает его медалью «За боевые заслуги». Кстати, этой же медалью был отмечен и легендарный летчик-ас Александр Покрышкин. С июня 1943 года 57-го бомбардировочный авиационный полк 221-й бомбардировочной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, где заместителем комэска был старший лейтенант Николай Архангельский, ведет бои на Центральном и Белорусском фронтах.
Представление на присвоение Николаю Архангельскому звания Герой Советского Союза подписывал один из Маршалов Победы –Рокоссовский. Не говоря уже о всех самых значимых орденах Великой Отечественной – Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны.
Он не дожил до своего 24-летия менее трех месяцев. 14 января 1945 года при выполнении боевого задания самолет был поврежден. Экипаж принял решение направить его в скопление вражеских войск. Весь экипаж погиб. Николай Архангельский с боевыми товарищами был похоронен в братской могиле на улице Козирынок в городе Радзынь Подляска в Польше. За отличное выполнение боевых заданий командования удостоен высшей правительственной награды: ему было присвоено звания Героя Советского Союза.
Из наградного листа Николая Архангельского
«Участвуя в войне с июня 1942 года, произвел днем на самолете «Бостон» 210 успешных боевых вылетов, из них на разведку 98. Действуя на Юго-Западном фронте, совершил днем 104 боевых вылета из них 54 на разведку.
Участвуя в боях на Центральном и Белорусском фронтах с 1 июня 1943 года, произвел 106 боевых вылетов, из них 44 на разведку, проявляя при этом доблесть, мужество и героизм. 2 августа 1943 года в составе группы, бомбардируя скопления эшелонов и живой силы врага на железнодорожной станции Нарышкино, советские летчики встретили шесть «Юнкерсов-87» под прикрытием двенадцати «Фокке-Вульф-190», возвращавшихся с бомбардировки наших боевых порядков. Маневрируя от атак гитлеровских истребителей, Николай Архангельский огнем своих пулеметов лично сбил «Юнкерс-87», доказав, что самолет «Бостон» может успешно вести воздушные бои.
15 января 1944 года, бомбардируя железнодорожную станцию Старушки, группа подверглась атакам десяти вражеских «Фокке-Вульф-190». Имея задачу бомбардировать и сфотографировать цель, проявил находчивость и мужество, невзирая на атаки, цель сфотографировал, отбив при этом огнем пулеметов до семи атак истребителей противника.
22 июля 1944 года, бомбардируя в составе группы скопление железнодорожного эшелона отходящего противника, на железнодорожной станции Травники уничтожено свыше 25 железнодорожных вагонов…»
Опубликованных комментариев пока нет.