×
Политика
0

Ветер перемен листает Конституцию

Как изменится наша жизнь после внесения поправок в главный документ государства


Этот год в нашей стране начался с больших перемен. Ушло в отставку правительство Медведева, и буквально за несколько дней было сформировано новое правительство, которое возглавил Михаил Мишустин. На этом перемены в стране не закончились.

Во время послания Федеральному Собранию Владимир Путин предложил внести поправки в Конституцию нашей страны. Они касаются роли Госсовета, Думы, полномочий президента, статуса чиновников и других вопросов государственного строительства. В чем суть этих поправок? На этот вопрос мы попробуем ответить с помощью наших экспертов.

Что предложил Владимир Путин
Главные поправки касаются верховной власти государства. Так, госслужащие (и премьер, и министры, и губернаторы) не должны иметь иностранного гражданства и вида на жительство.
Кандидаты в президенты должны жить в России не меньше 25 лет и тоже не иметь никакого другого гражданства.
Госдуме — доверить не только согласование, но и назначение премьер-министра, его заместителей и федеральных министров.
У Совета Федерации появятся новые полномочия. Глава государства должен будет согласовывать утверждение глав силовых ведомств с верхней палатой парламента.
Совету Федерации будет предоставлена возможность отстранять судей Конституционного и Верховного судов, а также назначать и отстранять генпрокурора и его замов по представлению президента. Число судей Конституционного суда будет сокращено с 19 до 11 человек.
Конституционный суд будет наделен правом по запросу президента проверять конституционность региональных законов до их подписания губернатором.
Необходимо закрепить статус Госсовета. Это будет орган для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия госорганов, определения основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетов социально-экономического развития государства.
Следующая инициатива главы государства касается регулярной индексации пенсий в России. А минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума.

Что говорят эксперты
Владимир Зиновьев, председатель регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», считает, что многие поправки направлены на усиление ответственности правительства перед законодателями.
— То, что чиновники будут ответственные не только перед президентом, но и законодателями,  сделает их работу эффективнее, — говорит эксперт. — Часть послания президента Федеральному Собранию была посвящена предпринимательскому сообществу. Так, Владимир Путин говорил о том, чтобы сделать неизменными налоговые режимы на длительный промежуток времени. Тогда предприниматель сможет планировать свою деятельность на обозримую перспективу. Другой важный момент, о чем рассказал президент, —  улучшение качества жизни россиян, увеличение доходов каждой семьи. Это отразится и на развитии малого и среднего бизнеса. Эти предприниматели работают не с сырьем, не с недрами, а оказывают услуги людям. И если поднимется благосостояние россиян, они смогут приобретать не только предметы первой необходимости, еду, оплачивать коммунальные услуги, но смогут позволить себе отдых, развлечения, и так далее. Как предприниматель я оцениваю инициативы президента положительно, как и то, что сейчас идет оперативное изменение Конституции, и будет всенародное обсуждение поправок!
Сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Югре Александр Колодич, в свою очередь, отметил предложение президента о том, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума.
— Все мы помним 1990-е годы, когда в стране не хватало денег и государство не выполняло элементарные социальные обязательства перед своими гражданами: не выплачивались зарплаты, пенсии. Я считаю, что это социально значимое, важное предложение президента, когда человеку будет гарантирован размер оплаты труда не меньше, чем прожиточный минимум. Важно, что это будет закреплено именно в Конституции. Как гражданин России я приветствую то, что президент, руководители федеральных органов власти, губернаторы не смогут иметь иностранного гражданства. Это справедливо, это правильно. Я считаю, что чиновники такого уровня должны быть примером для россиян, как государственники, как люди, которые работают на благо страны. Как может защищать интересы страны человек, у которого несколько иностранных паспортов «в карманах»?
Предложение ограничить пребывания одного человека на посту президента двумя сроками, по словам Александра Колодича, также правильное. Этого времени достаточно, чтобы человек реализовал себя на этом посту.
— И есть еще один интересный момент, — отмечает сопредседатель регионального штаба ОНФ. —  Согласно инициативе президента, идет усиление роли российского парламента. Дума теперь будет утверждать кандидатуру премьер-министра, а не как раньше —  согласовывать. И в дальнейшем народные избранники по представлению главы правительства будут утверждать вице-премьеров и федеральных министров. Президент передает часть своих полномочий Думе. И это сбалансирует взаимоотношения главы государства и парламента, придаст больший политический вес Думе.

мнение
Михаил Мартынов, доцент, заведующий лабораторией социологических и правовых исследований СурГУ:
—  Никакого конституционного переворота, о котором сегодня иногда говорят, эти конституционные поправки не производят и основополагающие принципы Конституции не затрагивают. Эти изменения касаются, главным образом, небольшого, хотя и важного, раздела, связанного со структурой власти. Одной из особенностей нынешней редакции Конституции является сосредоточение слишком больших полномочий в руках президента. Применительно к России даже появился термин «суперпрезидентская республика». 
Наверное, такая организация власти, сопровождаемая установлением ее пресловутой «вертикали», была оправданной в предыдущие десятилетия, когда требовалось восстановление управляемости после хаоса 1990-х годов. Но она создает ненужные риски при предполагаемом ее транзите в 2024 г. Власть, сосредоточенная в одном месте, делает ее слишком вожделенным объектом борьбы внутриэлитных группировок, что может негативно сказаться на политической стабильности. Да и в целом подобная система затрудняет, например, обсуждение и поиск альтернативных вариантов общественного развития. 
В соответствии с предполагаемыми поправками в Конституцию, происходит своеобразное «разделение власти» между Государственным советом, значение которого резко повышается, президентом, роль которого, наоборот, существенно умаляется за счет передачи права формировать Правительство парламенту, и Правительством, несущим ответственность за текущую ситуацию в стране. У этой системы управления есть свои плюсы и минусы, но, главное, к чему стремятся инициаторы конституционных изменений, — это обеспечение политической стабильности путем сохранения власти у прежних элитных групп, а значит, и прежнего экономического курса.

Автор текста: Михаил Осипов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии