«Сталкиваясь с проблемой компьютерной зависимости, я поняла, что это выгодно прежде всего родителям. И неважно, делают они это осознанно или бессознательно. Почему? Ответ прост: в это время можно не заниматься ребенком».
О том, как дети воспринимают виртуальную реальность и что делать, чтобы ребенок не стал ее жертвой, рассказывает психоаналитик, директор московского психологического центра «Личность» член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии, действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги Людмила Полянова.
– Мир ребенка таков, каким его показывают ему родители. Мы умиляемся, когда малыш верит в Деда Мороза, так почему он не поверит в то, что видит на экране? А там – агрессия, жестокость, жадность, власть силы. Наш мозг воспринимает любую информацию, которая в него поступает. Любую! Маленький ребенок, да и подросток младшего возраста, оценить, что хорошо, а что плохо, еще не готов. И играя регулярно в компьютерные игры, несформировавшаяся, неокрепшая личность начинает воспринимать экранную жизнь как норму. Так почему, дав ребенку в руки это оружие, мы удивляемся, что он становится агрессивным, неуправляемым, начинает дерзить, нарушается режим сна. Дело порой доходит до крайностей: вспомним случай, когда сын убил отца ножом, которым тот, не выдержав, перерезал провода компьютера. Папа отрезал связь ребенка с его реальным миром, и сын в ответ сделал то же.
Это не значит, что родители как чумы должны бояться плодов цивилизации. Но до определенного возраста только они контролируют, регулируют и несут ответственность за использование «плодов» во благо. И когда я слышу, что двухлетний ребенок кричит, отказываясь есть, пока ему не включат мультики, хочется спросить: «А кто показал ему, что это возможно? Кому пришла в голову идея в первый раз включить мультики во время кормления ребенка? Не вам ли, дорогие взрослые, чтобы сделать свою жизнь чуть легче, а ребенка поставить на путь зависимости?» А потом вы приходите к нам, специалистам, когда эту зависимость уже необходимо лечить. Приходите с надеждой, что мы за несколько встреч совершим чудо и вылечим вашего ребенка.
Именно родители формируют внутреннюю культуру маленького человека, поэтому объясните ребенку, о чем можно писать в интернете, а что конфиденциально; какие фотографии можно демонстрировать всему миру, а какие не принято; как можно использовать информацию против автора; что это, наконец, вопросы безопасности.
Итак, что бы это ни было, оно должно попадать в руки человека, когда он осознает, как этим можно пользовать во благо себе. И это качество формируют родители: воспитанием, примером, отношением. И пусть ваше чадо с удовольствием смотрит мультики, соответствующие его возрасту; пусть играет в игры, если вы одобряете тематику игры; пусть получает знания, используя интернет. При этом мы, конечно, понимаем, что время мы тоже регламентируем, для этого существуют возрастные нормы, чтобы мозг мог выдерживать нагрузки без потерь.
Опубликованных комментариев пока нет.