×
Общество
0

Влюбленный в небо

Клуб юных авиаторов «Крылья Самотлора» вырастил не одно поколение летчиков.


Там же увлекся полетами наш знаменитый земляк космонавт Сергей Рыжиков благодаря опытным инструкторам и наставникам. Один из них - Олег Прокофьев,он уже
отошел от педагогической деятельности, но не сидит без дела. Теперь строит самолет своими руками.
За плечами Олега Алексеевича более ста прыжков с парашютом и тридцать лет полетов на дельталетах. Всю жизнь он посвятил небу. Не удивительно, что однажды ему захотелось построить самолет. Этим он занимается почти десять лет.
- Давным-давно я его увидел и просто влюбился, - с улыбкой признался Олег Прокофьев. - Захотелось построить именно Pitts Special, потому что в нашей стране легких пилотажных самолетов очень мало. Есть ЯКи, но они большие и тяжелые. Этот в два раза легче. Его взлетный вес с пилотом и горючим - 520 килограммов. Сам он весит 360.
Эта модель очень популярна за рубежом. В Германии, Великобритании и США у самолета много поклонников. Спортивный Pitts Special можно купить, а можно построить своими руками. За границей авиаторы-любители собирают его из специальных наборов-конструкторов. Туда входит все: чертежи, запчасти, пошаговая инструкция. А вот у Олега Прокофьева, когда он задумал строить самолет, под рукой не было ничего. Сначала он конструировал машину по рисункам. Потом появилась кое-какая техническая литература. Для осуществления мечты пришлось засучить рукава и запастись терпением. Строительство самолета - дело увлекательное, но отнимает много сил и средств. Самая сложная и дорогостоящая часть - двигатель. Над ним конструктор трудился три года. Для этого он приобрел двигатель автомобильный и переделал его в авиационный. В полете сердце самолета еще не тестировали, но на земле он работает исправно.
- Оппозитный двигатель, два и два литра, - рассказал Олег Алексеевич. - Вот пришлось сделать самодельный откачивающий насос и самодельное зажигание. Кардан забирает масло, в каком бы положении он ни находился. Это необходимо, чтобы двигатель не заклинило на определенных этапах полета от масляного голодания, ведь самолет спортивный и создан для выполнения самых разных трюков в небе.
Прокофьеву приходится самостоятельно не только мастерить запчасти, но даже приборы изготовливать. Так, мастер соорудил стеклодувную печку для так называемого «фонаря» - купола над кабиной, а также станок для раскатки труб. В советские времена станки выпускали, а потом сняли с производства. Теперь их нигде нет. Вообще в такой работе сложностей много. Сейчас для крыла Олегу Алексеевичу необходима хорошая сосна. Как оказалось, найти нужную древесину, как говорится, без сучка и задоринки, практически невозможно.
- Сосна нужна для лонжерона. Это силовой элемент, который находится внутри крыла, - пояснил Олег Алексеевич. - Его можно сделать металлическим, дюралевым, но для этого самолета не рекомендуется. Дерево, оказывается, не боится знака переменных нагрузок. Если лонжерон металлический, то после нескольких пилотажных фигур его приходится менять. Он может треснуть, а деревянный, выходит, долговечнее.
Восемь тонких расчалок для крыльев стоят более двухсот тысяч. Таких денег у мастера нет. Расчалки тоже приходится делать самому, поэтому самолет строится годами. Но друзья верят в успех дела Олега Прокофьева.
- Олег Алексеевич - человек один на десятки тысяч, - горячо признается его друг и соратник Анатолий Петров. - Я не просто его поддерживаю, я еще и участвую в строительстве. И слава богу, есть еще ученики, которые к нему приходят, помогают, изучают это все. Может быть, специально не получится, но вот так экспромтом мы кого-то и затянем в небо.
Есть еще один ресурс, которого очень не хватает, - молодежь. Это огорчает опытных педагогов. И к дельталетам, и к парашютам, и к строящемуся самолету интерес проявляют лишь несколько молодых человек, а раньше их было десятки. Существовал даже так называемый девичий летный батальон. Современные школьники и студенты охладели к небу и всему, что с ним связано. Виной тому, наверное, компьютерные технологии.
- Молодые говорят: «Что мне ваш дельтолет? Я на компьютере Боинг в Арли завожу. Арли - это аэропорт во Франции, - пояснил Олег Алексеевич. - То есть сейчас они виртуальные асы, и больше им ничего не нужно. В реальности за штурвалом сидеть не хотят. Это трудно понять, но неужели не хочется самим подняться в небо?
И тем не менее несколько молодых помощников у Алексея Прокофьева есть. Впрочем, основную работу он выполняет сам, ведь самолет - его детище. Сейчас он готов на 90 процентов. Есть все самое необходимое - каркас, двигатель, радиостанция, панель приборов. Дело за малым - сделать крылья, доработать кабину и покрасить биплан. Pitts Special – спортивный самолет, далеко на нем не улетишь, он предназначен для акробатических трюков.
И если все пойдет по плану, то уже через год жители Нижневартовска смогут любоваться его виражами в небе.

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии