90.5391   $ 75.6826





×
Общество
0

Влюбленный в небо

Клуб юных авиаторов «Крылья Самотлора» вырастил много летчиков. Теперь инструктор клуба собирает самолет.


Там же увлекся полетами наш знаменитый земляк – космонавт Сергей Рыжиков благодаря опытным инструкторам и наставникам. Один из них – Олег Прокофьев. Он уже отошел от педагогической деятельности, но не сидит без дела. Теперь строит самолет своими руками.
За плечами Олега Алексеевича – более ста прыжков с парашютом и тридцать лет полетов на дельталетах. Всю жизнь он посвятил небу. Неудивительно, что однажды ему захотелось построить самолет. Этим он занимается почти десять лет.
– Давным-давно я его увидел и просто влюбился, – с улыбкой признался Олег Прокофьев. – Захотелось построить именно Pitts Special, потому что в нашей стране легких пилотажных самолетов очень мало. Есть ЯКи, но они большие и тяжелые. Этот в два раза легче. Его взлетный вес с пилотом и горючим – 520 килограммов. Сам он весит 360.
Для осуществления мечты пришлось засучить рукава и запастись терпением. Строительство самолета – дело увлекательное, но отнимает много сил и средств. Самая сложная и дорогостоящая часть – двигатель. Над ним конструктор трудился три года. Для этого он приобрел автомобильный двигатель и переделал его в авиационный. В полете «сердце» самолета еще не тестировали, но на земле он работает исправно.
– Оппозитный двигатель, два и два литра, – рассказал Олег Алексеевич. – Вот пришлось сделать самодельный откачивающий насос и самодельное зажигание. Кардан забирает масло, в каком бы положении он ни находился. Это необходимо, чтобы двигатель не заклинило на определенных этапах полета от масляного голодания, ведь самолет спортивный и создан для выполнения самых разных трюков в небе.
Прокофьеву приходится самостоятельно не только мастерить запчасти, но даже приборы изготавливать. Так, мастер соорудил стеклодувную печку для так называемого фонаря – купола над кабиной, – а также станок для раскатки труб. В советские времена станки выпускали, а потом сняли с производства. Теперь их нигде нет. Вообще в такой работе сложностей много. Сейчас для крыла Олегу Алексеевичу необходима хорошая сосна. Оказалось, что найти нужную древесину, как говорится, без сучка и задоринки, практически невозможно.
– Сосна нужна для лонжерона. Это силовой элемент, который находится внутри крыла, – пояснил он. – Его можно сделать металлическим, дюралевым, но для этого самолета не рекомендуется. Дерево, оказывается, не боится знака переменных нагрузок. Если лонжерон металлический, то после нескольких пилотажных фигур его приходится менять. Он может треснуть, а деревянный выходит долговечнее.
Восемь тонких расчалок для крыльев стоят более двухсот тысяч рублей. Таких денег у мастера нет. Расчалки тоже приходится делать самому, поэтому самолет строится годами. Но друзья верят в успех дела Олега Прокофьева.
– Олег Алексеевич – человек один на десятки тысяч, – заявил его друг и соратник Анатолий Петров. – Я не просто его поддерживаю, а еще и участвую в строительстве. И слава богу, есть еще ученики, которые к нему приходят, помогают, изучают это все. Может быть, специально не получится, но вот так, экспромтом, мы кого-то и затянем в небо.
Есть еще один ресурс, которого очень не хватает, – молодежь. Это огорчает опытных педагогов. И к дельталетам, и к парашютам, и к строящемуся самолету интерес проявляет лишь несколько молодых людей, а раньше их были десятки.
– Молодые говорят: «Что мне ваш дельталет? Я на компьютере «Боинг» в Арли завожу!» Арли – это аэропорт во Франции, – пояснил Олег Алексеевич. – Это трудно понять, но неужели не хочется самим подняться в небо?
И тем не менее несколько молодых помощников у Олега Прокофьева есть. Впрочем, основную работу он выполняет сам, ведь самолет – его детище. Сейчас он готов на 90 процентов. Есть все самое необходимое – каркас, двигатель, радиостанция, панель приборов. Дело за малым – сделать крылья, доработать кабину и покрасить биплан. Pitts Special – спортивный самолет, далеко на нем не улетишь, он предназначен для акробатических трюков.
И, если все пойдет по плану, то уже через год жители Нижневартовска смогут любоваться его виражами в небе.

Теги статьи: #Крылья Самотлора

Автор текста: Женя Егорова   Автор фото: Юрий Ипполитов

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии