Серьезный подход
– Туризм в округе рассматривается как отрасль экономики. Мы, по-моему, единственный регион, где на него смотрят с такой позиции, а не только как на часть культурного пространства, – отметила, предваряя разговор, глава региона Наталья Комарова.
На сегодня в Югре определены перспективные туристско-рекреационные зоны. Большое внимание, в частности, уделяют созданию кластера в Березовском районе.
– Ведется подготовка инвестиционного проекта по созданию инфраструктуры: двух отправных туристических баз экстра-класса на восточном склоне Приполярного Урала, – рассказал заместитель губернатора Алексей Забозлаев.
В Нижневартовске планируется строительство ойл-парка. Согласно концепции, объект будет максимально приближен к реальным площадкам, где добывают нефть.
– Для округа остаются перспективными такие направления, как этнографический, событийный, деловой, экологический, спортивный туризм. С этого года мы также обсуждаем медицинское направление, – сообщил Алексей Забозлаев. – Туризм как отрасль у нас на подъеме. Уже сейчас ежегодно он приносит более 5 миллиардов рублей (даже если убрать рестораны, все равно получается более 3 миллиардов).
Вызовы и ответы на них
При этом в отрасли есть и проблемы. Среди них эксперты выделяют состояние придорожного сервиса: существующих объектов недостаточно не только для нужд массового туризма, но и для обычных межмуниципальных поездок. Есть нужда в транспорте. Недостаточен уровень развития туристической инфраструктуры (не хватает отелей, баз отдыха). Больше внимание требуется уделять имиджевой политике и продвижению бренда региона.
Решение для части этих проблем уже известно. Так, для повышения удобства дальних поездок в округе развивают региональные авиаперевозки. Таким образом, чтобы, например, группа туристов могла утром попасть из одного города в другой, провести день на экскурсиях, а вечером вернуться домой (причем чтобы стоимость такого путешествия была разумной).
С некоторыми вопросами сложнее. Так, по словам представителей бизнеса, некоторые туристы иногда просто боятся ехать к нам.
– Первый вопрос, который мне задал один гость из Китая, был таким: «А у вас безопасно?» Оказалось, он искал о нас информацию в интернете, и первое, что увидел, – как по Сургуту бегает сумасшедший с ножом, – рассказала одна из участниц дискуссии.
Это яркий пример того, насколько важно формировать бренд и продвигать позитивный образ региона в медиапространстве.
В 2019 году в регионе был создан Центр компетенций в сфере туризма (на базе Фонда развития Югры). Он должен совместно с представителями туриндустрии найти решения части этих проблем. Прежде всего центр будет заниматься структурированием и сопровождением инвестпроектов по созданию объектов туристической инфраструктуры. В ближайшее время он должен решить еще одну проблему: отсутствие в регионе современной и удобной платформы для туриста, которая давала бы ему необходимую информацию об округе и туркомпаниях.
– Мы занимаемся созданием такой платформы, – рассказала руководитель центра Владислава Вишневская. – Помимо прочего, там будет представлена достоверная статистическая информация. Она позволит правильно прогнозировать туристские потоки, потребности в развитии инфраструктуры, понимать перспективы на 3–5 лет.
Экскурсии и мастер-классы
В завершение добавим, что в преддверии Всемирного дня туризма, который отмечается ежегодно 27 сентября, в округе проходят мероприятия Недели туризма. С 18 по 30 сентября гости и жители Югры смогут принять участие в экскурсионных и игровых программах, тематических квестах, туристических эстафетах, спортивно-развлекательных мероприятиях, выставках местных художников и мастеров национальных промыслов, мастер-классах, посетить краеведческие музеи.
Василий СОЧИЛИН генеральный директор туристско-транспортной корпорации «Спутник»
- При встрече с губернатором всегда есть что предложить. Мы уже обсуждали вопрос придорожного сервиса. Животрепещущая тема – банальное отсутствие туалетов вдоль дорог. Актуален вопрос автобусного парка. Экскурсионных автобусов в Югре недостаточно. Причем если в Ханты-Мансийске все хорошо, то, например, в Когалыме или Нижневартовске их нужно больше. В этнотуризме накопились вопросы. Например, там не помешала бы стандартизация, добровольная сертификация. Нужен какой-то порядок и регламент принимающих стойбищ, которых в округе уже немало.
Опубликованных комментариев пока нет.