×
Аналитика
0

Во сколько обойдется покупателю возможность узнать, откуда поступил молочный продукт?

В московской торгово-промышленной палате анонсировали рост цен на молочную продукцию до 10 процентов в ноябре этого года. Все дело во введении двух новых, дублирующих друг друга, систем контроля, которые потребуют от производителей молочных товаров немалых затрат.

За прогресс придется заплатить

С лета нынешнего года на производстве и в торговых сетях идет эксперимент по новой системе маркировки молочных продуктов. Она подразумевает электронное чипирование молочного продукта в упаковке. На нее наносят цифровой двухмерный код Data Matrix. Установив специальное мобильное приложение «Честный знак», покупатель сможет просканировать купленный продукт и достоверно узнать, где он был произведен, когда, из какого сырья. И путем каких перемещений оказался на прилавке. Разумеется, имеющегося технического оснащения производителям для этого будет недостаточно. Необходимо будет закупить специальное дорогостоящее оборудование и нанять дополнительных специалистов. Кроме того, с 1 ноября начинается финальный этап внедрения электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) для готовой молочной продукции. Эту систему предприятия используют с июля прошлого года. Формально она бесплатная, но при этом занимает немало времени и требует значительных трудовых ресурсов. ЭВС работает примерно так же, как и электронная маркировка. С помощью информации, указанной на упаковке, потребитель может проверить путь своего товара на соответствующем информационном портале ГИС «Меркурий». И если с ЭВС работают уже практически все производители, то ГИС «Маркировка» пока в экспериментальном порядке внедрена на 30 с небольшим производствах страны.

Производители молочных продуктов уже заявляют о росте цен в связи с введением новых систем контроля. Директор ООО «Талицкие молочные фермы» (один из крупнейших поставщиков молочной продукции в УрФО) Андрей Будылдин в этой связи сообщил, что продукция его предприятия вырастет в цене на суммы от трех до семи процентов, в зависимости от маржинальности товара. Владелица «Первой семейной сыроварни» (Сургутский район) Вера Ионина также сообщает о подорожании своих продуктов в районе 3-5% этой осенью. Однако изменение ее цен пока не связано с новыми системами маркировки.

- Недавно наши поставщики подняли цены на сырье. Это вызвано низким урожаем кормовых культур, - комментирует Вера Ионина. – Если говорить о таких факторах роста цены, как маркировка продукции, то пока мы используем только систему «Меркурий». И благодаря тому, что у нас небольшие объемы производства, а использование системы на сегодня бесплатное, мы справляемся без больших затрат.

По словам бизнес-леди, программа «Меркурий» имеет недоработки, и оформление ЭВС отнимает немало времени. Однако если маленькое предприятие способно пережить такие неудобства, то более крупные производства с большой отгрузкой товара вынуждены платить немалые деньги за интеграцию «Меркурия» с бухгалтерскими и складскими программами, а также за выделение отдельного специалиста для выполнения этой задачи.  

- Россельхознадзор делает акцент на оформлении ЭВС. В ходе последней проверки на нашем предприятии полностью проконтролировали работу с программой «Меркурий», - продолжает Вера Ионина. – Я понимаю, для чего проводится введение новых систем контроля, но внедрение сразу двух – это чересчур, на мой взгляд.

Только не две сразу

И ЭВС, и маркировка направлены на то, чтобы исключить из продажи фальсификат, который по некоторым оценкам составляет до четверти молочной продукции на российских прилавках. Производители и представители розничной торговли называют эти системы дублирующими и предлагают исключить одну из них. Так, например, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила открытое письмо заместителю главы аппарата правительства РФ. Инициаторы обращения предлагают пока не использовать ЭВС, поскольку не видят в ней практического смысла. Как представители АКОРТ пояснили «Известиям», молочная продукция при производстве подвергается термической обработке и не несет ветеринарных рисков. Ритейлеры также указывают на то, что в части борьбы с фальсификатом система неэффективна. В ней не учитывается движение товаров неживотного происхождения, которые и используются для подделки готовой молочной продукции.

Недовольны внедрением сразу двух систем контроля и в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко»), сообщают «РИА Новости». Вот только там камнем преткновения считают систему ГИС «Маркировка». И так же, как их коллеги из АКОРТ, представители молочного союза обратились в правительство страны. Они просят провести анализ целесообразности эксперимента по маркировке готовой молочной продукции. И их аргументы практически полностью противоречат фактам, озвученным Ассоциацией компаний розничной торговли. В своем обращении «Союзмолоко» отмечает, что их компании в принципе «не сталкивались» с подделками продукции, и доля контрафакта на рынке оценивается участниками союза не более чем в 0,01% оборота.

Иными словами, две жалующихся на нововведения стороны, не договорившись друг с другом, решили пойти разными путями. Но как бы то ни было, цель у бизнеса одна – не допустить одновременной работы двух систем, которая приведет к значительному подорожанию социально значимых продуктов питания.






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии