×
В Югре
0

Воздушная эстафета Югры

Югорчане положительно приняли новую модель авиаперевозок, внедренную в регионе в начале года. Об этом свидетельствует возросший пассажиропоток. Как эта система будет развиваться в дальнейшем, рассказали на специальной онлайн-конференции.


Отметим, что это уже пятая подобная встреча с участием губернатора Югры Натальи Комаровой в 2019 году. Темами предыдущих онлайн-конференций были вопросы здравоохранения, благоустройства в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», переселение жителей из ветхого и аварийного жилья, бизнес и налоги. Темы встреч определялись с учетом предложений жителей округа.
Онлайн-конференция по данной тематике – также ответ на пожелания югорчан. Как подчеркнула губернатор, для окружного правительства важно опираться на мнение общественности при принятии последующих решений по развитию новой модели авиаперевозок.

Как работает схема
Напомним, новая модель пассажирских авиаперевозок на территории округа и за его пределами была разработана по поручению губернатора и во исполнение послания президента РФ, а внедрена с 1 апреля 2019 года.
– Задача состояла в том, чтобы охватить как можно большее количество людей, повысив доступность транспортных услуг. Принцип построения можно охарактеризовать как «спицы-колесо». Колесо – это наши международные аэропорты. А спицы – отдаленные населенные пункты. Мы вместе с авиакомпанией «ЮТэйр» спланировали все таким образом, чтобы люди из отдаленных поселений рано утром местными авиалиниями (в основном, это вертолеты) перелетали в аэропорты местного значения, оттуда в районе полудня могли добраться до международных аэропортов (в Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск), а из них – в любую точку страны, – рассказал директор департамента дорожного хозяйства и транспорта Югры Константин Гребешок.
Как подчеркнул заместитель губернатора Югры Андрей Зобницев, особенность новой модели в том, что она прежде всего ориентирована на жителей Югры:
– Раньше на первых ролях была экономика. Новая схема также вдохнула жизнь в аэропорты местного значения.

Первые итоги
Благодаря новому подходу удалось улучшить качество сообщения между малыми городами и районными центрами с крупными городами округа. Введены 5 новых межмуниципальных внутриокружных рейсов: Ханты-Мансийск – Нягань, Ханты-Мансийск – Советский, Ханты-Мансийск – Сургут, Нягань – Сургут, Ханты-Мансийск – Когалым. Расширена география полетов за счет выполнения транзитных рейсов через «узловые ХАБы» по межрегиональным маршрутам на условиях субсидирования из федерального бюджета и бюджета Югры.
Мониторинг за 8 месяцев 2019 года показал, что, благодаря нововведениям, пассажиропоток в регионе вырос: на внутриокружных авиамаршрутах – на 45%, на межрегиональных направлениях – на 32%.
– Люди проголосовали за новую модель своими полетами, – отметил Константин Гребешок, добавив, что система «живая» и будет корректироваться, чтобы отвечать нуждам югорчан.


Новая модель - «живая»
В ходе онлайн-конференции звучали самые разные вопросы, но в основном людей интересовали конкретные маршруты. Например, жители Березово попросили ввести дополнительный рейс Березово–Белоярский.
– Он выполняется один раз в неделю и выделяется только пять мест. На него очень сложно попасть, – рассказали они в своем обращении.
Глава Березовского района Владимир Фомин в ответ сообщил, что администрация знает о ситуации и склоняется к варианту ввести дополнительный межмуниципальный вертолетный рейс.
Житель Советского Алексей Иванов предложил вернуть второй рейс до Тюмени, запустить рейс Советский–Белоярский–Сургут, и при введении новых маршрутов оповещать население и обеспечить их регулярность.
– Понимаю, что гонять пустой самолет – это экономически нецелесообразно, но при отсутствии постоянного расписания, планируя поездки, люди авиацию даже рассматривать не будут! – написал он в официальной группе «Югра» в социальной сети «ВКонтакте».
Отвечая на вопрос советчанина, губернатор Югры заметила, что дело даже не в конкретных точках назначения: 
– Важно удобство расписания и безоговорочность его выполнения. Это требование базовое. Не в упрек, но по факту напомню – это расписание субсидируется, поэтому точность его исполнения имеет значение. И если по ходу люди сталкиваются с тем, что расписание не выполняется не по погодным условиям, не в связи с форс-мажором, а в связи с отсутствием загрузки, трудно быть уверенным в том, что люди будут пользоваться авиацией.
Пользователь Инстаграм из Мегиона пожаловалась на высокие тарифы перелета семьи по маршруту Нижневартовск – Ханты-Мансийск.
– При отсутствии железной дороги и невозможности ехать с маленьким ребенком в автобусе самолет был бы идеальным видом транспорта, но… дорого, – пишет женщина. 
Губернатор Югры подчеркнула, что тариф, действительно, высокий. Константин Гребешок пояснил, что, хотя и есть субсидирование внутрирегиональных рейсов, но их экономика по сравнению с межрегиональными, совсем другая, это другие типы самолетов, иной расход топлива. Тем не менее, департамент транспорта округа планирует изменить методику расчета субсидирования по модели, аналогичной той, что применяет Росавиация, – социальный тариф в зависимости от расстояния с учетом расходов авиакомпании. Цена в следующем году должна снизиться.


Обновление портов
Сургут, затем Нижневартовск – именно в таком порядке пройдет реконструкция крупнейших аэропортов Югры. Об этом сообщила глава региона, отвечая на критическое замечание одного из подписчиков группы «Югра» «ВКонтакте» о плохом состоянии самой восточной воздушной гавани автономного округа. 
По словам руководителя нижневартовского аэропорта, последняя реконструкция взлетно-посадочной полосы была 22 года назад. Но она находится в нормативном состоянии, все перевозчики продолжают летать в город. Тем не менее инфраструктура требует реконструкции, в том числе и пассажирский терминал, который порой не справляется с пассажиропотоком. Как только проект реконструкции пройдет экспертизу, будет принято решение о ее сроках. 
В Югре реализован целый ряд мер, направленных на повышение безопасности и качества оказания авиатранспортных услуг. В частности, в 2017 году для аэропортов Нижневартовска, Ханты-Мансийска, Нягани и Урая приобретена специализированная техника и оборудование на общую сумму более 300 млн. рублей, в том числе: досмотровое оборудование, аэродромная и снегоуборочная техника, автомобили для перевозки грузов и багажа, специализированная техника для обслуживания воздушных судов, противопожарная техника.


Дальнейшие перспективы
– Хочу попасть в Тюмень, но прямых рейсов нет, только через Москву, – обратилась жительница Когалыма к участникам онлайн-конференции. Югорчанке рекомендовали воспользоваться более быстрым маршрутом, позволяющим попасть в Тюмень через Сургут. Однако данный вопрос открыл целую дискуссию о возможности внедрения дополнительных маршрутов за пределы округа, позволяющих миновать Московский аэроузел. Дело в том, что в рыночных условиях для авиакомпаний многие рейсы нерентабельны.
– По маршруту «Когалым–Ханты-Мансийск» мы не только делали исследование спроса, но и провели тестирование – открыли рейсы. К сожалению, спрос не подтвердился. Хотя часть внутрирегиональных перевозок дотируется, но мы все равно получили серьезные убытки. Поэтому рейсы пришлось отменить, – рассказал о неудачном опыте генеральный директор авиакомпании «Ютэйр» Андрей Мартиросов.
Поэтому в данном вопросе так важна финансовая поддержка государства. Так, в соответствии с приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 13 ноября утвержден перечень субсидируемых в 2020 году маршрутов, согласно которому увеличено их количество из аэропортов Югры. Однако это далеко не единственный инструмент. При формировании расписания движения воздушных судов по межмуниципальным маршрутам в границах округа на 2020 и последующие годы планируется учесть потребность тур-
операторов в экскурсионных турах и турах выходного дня, исходя из технической возможности авиаперевозчика.
– У нас есть туристические маршруты. Когалым – привлекательная территория, как и Ханты-Мансийск. Если туристические потоки завести в авиарасписание, хотя бы как маршрут выходного дня, это может быть перспективным. Мы будем формировать знание у людей, что такая возможность есть – попасть в когалымский океанариум на выходные, за приемлемые деньги, – отметила Наталья Комарова.
В завершение встречи губернатор добавила, что новая модель будет совершенствоваться. Правительство округа собирается в 2 раза увеличить количество межрегиональных рейсов из югорских городов в 2020 году: вместо 14, которые выполняются сейчас, чиновники планируют запустить 29.

Цифры и факты
Открыты новые межрегиональные авиарейсы по 14 субсидируемым маршрутам за пределы региона: из Ханты-Мансийска – в Краснодар, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, Екатеринбург, Уфу, из Нижневартовска – в Краснодар, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфу, Самару, из Сургута – в Омск, Самару, Пермь.
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии