×
Культура
0

Возьмем Барабашку на работу

Читать «Новости Югры» в

На сцене нижневартовского ТЮЗа сыграют лучшие российские спектакли для детей и молодежи.



Соглашение об этом подписали директор департамента культуры Югры Артур Латыпов и художественный руководитель Большого детского фестиваля, народный артист России Сергей Безруков. 

 Программа, которую привезут в наш округ, называется «Эхо БДФ». По традиции в нее входят лучшие работы фестиваля. Спектаклем открытия станет спектакль Московского губернского театра «Маленький принц». 
О том, как это получилось, и о многом другом мы поговорили с самым молодым театральным директором России. Ровно полгода назад 29-летний Ян Смоленцев возглавил Нижневартовский ТЮЗ. Хозяйство молодому руководителю досталось интересное во многих отношениях. И он нет-нет, да обмолвится об этом. 
 - Сейчас все удивляются: «ТЮЗ? Не знаем. Откуда вы взялись?» А мы раньше театром кукол были. Спрашивают: «Такое возможно?» Драмтеатры музыкальными становятся, из ТЮЗа переходят в драму, а вот куклы и ТЮЗ - два разных берега. Видно, в Москве за эту историю зацепились. Вот теперь на нашей сцене будет играть Сергей Безруков.

 - Когда это произойдет?
- Событие запланировано на лето 2023 года. Не так быстро, потому что нужно подготовиться. Планируем, что пройдет все в июне или в июле, чтобы ребята, которые посещают школьные лагеря, смогли посмотреть спектакли. Их будет шесть. Два названия уже известны. Откроет программу «Маленький принц» - моноспектакль Сергея Безрукова. Это не Сент-Экзюпери - это «сказки под музыку». Безруков приедет с дирижером Губернского театра, а оркестр будет местный. Еще 3-4 спектакля мы отберем сами. А завершится показ также спектаклем Сергея Безрукова «Маугли» - это такая традиция. Кроме того, в программе лаборатории для актеров и детских студий проект «БДФ-Книга», в котором организаторы определяют, какие книги дети в городе читают. Большая образовательная программа - приедут критики.

 - В культурных кругах Нижневартовска многим интересно, откуда вы взялись. Такой молодой, а уже директор.
- Я из Екатеринбурга. Там родился, учился. После армии меня пригласил на работу генеральный директор театра музыкальной комедии Михаил Сафронов. В мире искусства этот человек в представлении не нуждается - грандиозная личность, погуглите. И это лучший музыкальный театр в России, 450 человек в штате, гастроли по всему миру, самое большое количество «Золотых масок» (национальная театральная премия) за пределами Москвы и Питера. Окончил Высшую школу деятелей сценического искусства Геннадия Дадамяна. Это тоже, я считаю, лучшее учебное заведение для театральных менеджеров. 
Пять лет проработал главным администратором в музкомедии и начал задумываться о росте, мониторил ситуацию и нашел информацию о конкурсе на должность директора Нижневартовского ТЮЗа. Подал документы, волновался, думал, что в России не бывает конкурсов с поиском кандидата, все заранее ясно. Был приятно удивлен, когда прошел первый отбор: из восьми фамилий осталось три. Пригласили подать документы на согласование с губернатором. Подал - согласовали, назначили, приехал. 

 - Насколько несложно было переехать из Екатеринбурга-милионника, в котором вы выросли, в небольшой город?
- Я себе Нижневартовск представлял иначе, потому что видел маленькие города. Например, Нижний Тагил. Здесь уровень жизни такой же, как в Екатеринбурге. Ну, если не брать глобальную инфраструктуру. Главное, что здесь есть культурная жизнь. Есть детские школы искусств, театры. Два театра на 300 000 населения. Семье моей комфортно. Вот только лифта нет в доме. Жене с коляской приходится спускаться со второго этажа. Она, кстати, родилась в Нижневартовске. Правда, через полгода переехали в Екатеринбург. Но она все рано как местная: в паспорте написано «Нижневартовск». Это был знак, когда я подавал документы. 

 - Вы обмолвились, что считаете свой ТЮЗ театром кукол. Значит ли это, что вы вернетесь к прежней истории и названию?
- К названию возвращаться не будем. Решение на нормативном уровне уже принято. Нужно придумывать какие-то истории, которые будут объединять прошлое и настоящее, театр кукол и ТЮЗ. В городе большое количество детей и взрослых, которые детьми сюда ходили. Тему с «Барабашкой» мы будем развивать, но внутри маркетинговых историй. Может быть, даже Барабашку на работу примем. Думаем, что он сейчас в отпуске и надеемся, что к нам вернется. Нельзя иначе. Мне даже таксисты говорят: «Вам куда? В ТЮЗ? Аааа, это «Барабашка».
Работать как драматический театр и при этом в особых режиссерских решениях использовать кукол - это интересный синтез и хорошая визитная карточка. В вечернем репертуаре мы можем применять ребрендинг, маркетинг, а утренние подавать под прежним брендом. 
Я всем так говорю: «Мы молодой театр с 30-летней историей». Нам надо наращивать молодежную историю, но при этом не терять кукольную. Пока, кстати, в основном подаем заявки на кукольные фестивали. «Гуси-лебеди», «Бременские музыканты» - отличные спектакли. Правда, вот отвезли «Тараканов» на безруковский фестиваль, где про нас и узнали. Это отличный опыт: он уже имеет результат, и мы будем его расширять. 

 - Из заметных вещей: у театра появился фирменный стиль, сайт, на который приятно зайти. Что еще?
- Еще капремонт. Не знаю, когда на него уйдем: пока в подвешенном состоянии, проект на экспертизе. Детали будем решать с подрядчиком, как только он определится. По проекту мы выходим на два года из здания, потом возвращаемся. Но, в принципе, у нас два крыла, автономных друг от друга. Мы можем работать сначала в одном, потом в другом. Если все же решим выходить, округ и город обещают помочь площадками. Придется поскитаться, поэтому основные премьеры планируем на весну, чтобы все выпустить, так как спектакли будут большие, постановочные команды приезжие (Москва, Питер, Краснодар): перенести на потом нельзя. Я лично попросил директора департамента культуры Артура Латыпова, чтобы капремонт начался в апреле-мае, чтобы мы доработали сезон, могли спокойно съехать и наладить работу. 

 - Какие, кстати, премьеры вы планируете?
- Это «Роман и Юлька» (по нашумевшей в свое время повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось»), которую будет ставить московский режиссер Олег Лабозин со своей командой. «Карлик Нос» - это краснодарская команда, режиссер Константин Мохов. Спектакль будет драматический с элементами кукольного. «Пряничный домик» (режиссер наш, Варвара Шмелева) выйдет в декабре на малой сцене и пойдет потом в новогоднюю кампанию. Сейчас мы готовим проект «Театр на подушках». Это для самых маленьких зрителей. Там будет «Колобок», «Загадки природы». Еще мы задумали череду читок современных пьес. В конце сезона подведем итоги и спросим у зрителей, что больше понравилось и что взять в репертуар. Хотим это сделать, но пока побаиваемся. С классикой работать проще. В любом случае, площадок у нас много. 

  - Вы, когда входите в зал, чего ждете?
- Полного зала. Чтобы люди приходили на спектакли, но сами, естественным путем, чтобы целевая аудитория соответствовала. Чтобы на «Тараканов» приходили старшеклассники, а не десятилетки: им это пока не интересно. А на «Гуси-лебеди» малыши и младшие школьники, но никак не подростки. 

 - Какая задача сейчас самая главная, где ваши мысли в первую очередь?
- Театр нужно перестраивать, чтобы нас узнавали в России, знали Нижневартовск, знали, где это находится, что там есть такой театр. Подаем заявки на фестивали, планируем гастроли, ищем деньги, чтобы ставить лучшие спектакли. Нам помогают с переоборудованием по федеральной программе, округ выделяет деньги. Но мы должны сами зарабатывать и делать проекты на свои деньги. Нужно работать так, чтобы люди в городе шли к нам, покупали билеты. Надо играть чаще, а не только в пятницу, субботу и воскресенье, чтобы зрителю было удобно прийти тогда, когда он хочет. Надо конкурировать с диваном, с онлайн-кинотеатрами. 

 - Ян Александрович, какого директора театра кукол все знают? Карабаса Барабаса? Не боитесь, что с ним вас будут ассоциировать?
- У меня бороды нет. 
- Бороду отрастить можно.
- У меня не вырастет такая густая. И потом, Карабас кукол не любил. У нас иначе. Театр нужно любить и понимать, не слушать, а слышать. Актер - человек особенный, специфический, его нужно понимать. С другой стороны, артистам тоже нужно повышать требования к себе, актуализироваться, чтобы про тебя зрители спрашивали. Общение театра и зрителя может быть только через артиста. Город должен узнавать своих артистов, оглядываться, улыбаться.

Мы знаем, как вам удобнее получать новости. Наши официальные аккаунты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Viber.

Теги статьи: #Нижневартовск #Ян #Смоленцев

Автор текста: Алексей Шабанов.   Автор фото: Фото Юлии Пановой.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, или оставьте