Выбран регион
×
Общество
0

Вячеслав Чураков: «Я действительно люблю коммуналку»

Есть в русском языке понятия, которые даже самый ленивый двоечник с легкостью склоняет по всем падежам по двадцать раз на день. Одно из них — «коммуналка». Пожалуй, никакую другую отрасль не поминают в разговорах так часто и, увы, в основном в негативном ключе. Быть работником этой сферы, а уж тем более на руководящем посту — участь, казалось бы, незавидная, такие должности принято называть «расстрельными». Потому и удерживаются на них только единицы. Как правило, люди до фанатизма влюбленные в эту ругаемую всеми отрасль и прекрасно в ней разбирающиеся. Именно к таким относится Вячеслав Михайлович Чураков, уже несколько десятков лет возглавляющий Управляющую компанию «ДЕЗ Восточного жилого района».

Его биография типична для большинства местных старожилов. Приехал в Сургут сразу после армии, в 1973 году. Устроился работать в легендарный «Сургутгазстрой», в СУ-15, которым в те годы руководил Василий Никифорович Гришков – будущий первый начальник всей городской коммуналки. Именно его Вячеслав Михайлович считает своим учителем в умении подбирать кадры, в отношении к работе.

—  Наше управление СУ-15 «Сургутгазстроя» всегда во всем было первым. Работала в основном молодежь, и наставники нас воспитывали, что мы должны быть первыми в спорте, в художественной самодеятельности, в трудовых показателях. Нам постоянно вручали переходящие знамена, присваивали звания ударников коммунистического труда, — вспоминает Вячеслав Михайлович. —  Это было в нас Гришковым уже заложено. Поэтому я и сейчас считаю, что наша управляющая компания всегда и во всем должна быть первой. 

В середине 90-х первый мэр города Александр Сидоров предложил Василию Гришкову возглавить муниципальное предприятие, а тот пригласил на должность главного инженера образованной структуры Вячеслава Чуракова. Именно в это время в Сургуте начала складываться единая муниципальная система коммунального хозяйства, а предприятия стали массово передавать свое ведомственное жилье на баланс города. Отрасль разрасталась, и понадобилось уже создавать отдельный департамент, а обслуживающее жилфонд муниципальное предприятие разделить на три ДЕЗа, отвечающие за разные районы города. Так Чураков стал бессменным главным коммунальщиком Восточного жилого района.

Наследие 90-х

Как раз в то время в Сургуте начал формироваться муниципальный жилфонд. Предприятия и организации, когда-то сами строившие и дававшие людям квартиры, в годы экономических реформ спешили избавиться от этого непрофильного актива. Если нефтяники и газовики еще могли себе позволить содержать свое жилье, то таким предприятиям, как Речпорт или Рыбозавод, эта ноша уже была не под силу — зарплату сотрудникам нечем было выплачивать. Поэтому муниципалитет также спешно принимал их  жилфонд на свой баланс, чтобы дома, а главное — люди не остались без обслуживания, без тепла и света. Принимали как есть, вместе со всеми недоделками и недоремонтами.

Последствия этой передачи до сих пор аукаются управляющей компании в виде штрафов от жилищной инспекции за «ненадлежащее содержание».  

— Когда передавали жилье, контролеров не было, никто не знал, в каком оно состоянии. Их создали уже потом. И теперь никого не интересует, в каком состоянии мы этот дом приняли. Допустим, Озерная, 27. Сейчас на этом доме кувыркаемся, а он в аварийном состоянии. Сваи забиты в один ряд, а дом стоит совершенно в другом ряду. То есть сваи помимо дома. Стены трещат. Вызвали ГО и ЧС, там трещины в квартирах пошли. Теперь я нанимаю проектанта, потому что все равно ответственность лежит на мне. Надо усилить фундамент. Сейчас «привязываем» эти сваи к дому, чтобы он еще немного постоял, — рассказывает Чураков.

В советское время, когда еще никто и подумать не мог, что появится 261-й Федеральный закон, предписывающий иметь на каждом доме свой узел учета потребления, сети прокладывали, как было удобно. Есть, к примеру, в Восточном жилом районе дома, где вместо одной трубы магистрали отопления подходит сразу пять — дом длинный, строили и сдавали очередями. Или дома, через которые «транзитом» проложены сети, снабжающие теплом соседний дом, — так строителям было проще, не нужно было лишнюю траншею копать. Теперь все эти чудеса инженерной смекалки нужно переделывать, совместно с ГТС приводить в нормативное состояние. Работа для жителей почти незаметная, но напрямую влияющая на конечную сумму в расчетках за коммунальные услуги.

 Пионер энергосбережения

Сейчас в управляющей компании 360 домов. Каждый из них Вячеслав Михайлович знает, что называется, в лицо, может детально перечислить все его проблемы и больные места.   

— Я действительно люблю коммуналку, — признается Вячеслав Михайлович, — Могу часами говорить про сети, благоустройство, энергосбережение. А как иначе? Это же все касается людей, их жизни.  

Установка на лидерство, полученная еще на старте трудовой деятельности, стала причиной того, что ДЕЗ ВЖР первым среди управляющих компаний всерьез занялся экономией и энергосбережением. Еще с 2002 года здесь начали устанавливать счетчики воды и тепла и общедомовые автоматические узлы тепловодоснабжения.

— У нашей УК нет ни одной лампы накаливания, у нас уже давно во всех подъездах энергосберегающие светильники, есть своя программа энергосбережения, которая на протяжении энного количества лет работает. Меняем щитки, проводку с алюминиевой на медную. Каждый год меняем 30 км проводки. Другие компании в городе эти работы делают только по программе капремонта. Что это дает? Меньше аварий стало в щитках, нет перепадов напряжения. Раньше мы бешеные деньги затрачивали на ремонт бытовой техники жильцов, которая сгорала из-за перепадов. Сейчас такого практически нет, — констатирует Вячеслав Михайлович.

Рассказывая о своей программе энергосбережения, директор рисует на бумаге схемы инженерных сетей и подключений, тут же делает расчеты, наглядно демонстрирующие экономическую выгоду как для компании, так и для жильцов. Чураков уверен, что управляющая компания, которая по сути является связующим звеном между поставщиком ресурсов и населением, — абсолютно необходимое звено, потому что только она может защитить интересы потребителей.

— Зачем в час ночи гнать перегрев на 2 градуса? А я посчитал: если ГТС с 0 часов до 6 утра даст 2 градуса перегрева, то они будут с большими прибылями. А у нас стоят автоматизированные узлы учета, и я не принимаю тепло свыше норматива. Ресурсник никогда не будет ставить светильники малой мощности, фотоэлементы для включения света, он не заинтересован в экономии. Ему нужен вал, — поясняет Чураков.  

Казалось бы, замена лампочек накаливания на светодиоды — пустяк, о котором говорить несолидно. Но вот простейшие математические выкладки: минимальная мощность обычной лампы накаливания, которую можно использовать на этаже, — 40 ватт. А энергосберегающий светодиод — всего 8 ватт. Получается, что в типовой пятиэтажке освещение целого подъезда теперь потребляет столько же энергии, сколько раньше одна лампа на этаже. Если умножить это на все подъезды и дома, экономия получается вполне приличная.

— В этом году я должен отремонтировать 200 подъездов. Коллеги — руководители управляющих компаний — меня часто спрашивают: а откуда вы берете деньги? Если бы не занимались энергосбережением с тех времен, сейчас было бы очень тяжело. Когда начинаешь системно заниматься экономией, не один год, а несколько десятков лет подряд, финансы накапливаются, — объясняет ветеран сургутской коммуналки. — Это сейчас жители платят за услуги 100%. А было время, когда определенная доля шла из бюджета. Так вот мы тогда по 40 млн возвращали в бюджет, потому что они были не нужны. Экономия накапливается постепенно, понемногу отовсюду.

 Куда потратить деньги?

Над этим вопросом в управляющей компании голову не ломают. Это в общероссийском масштабе программа создания комфортной городской среды началась с прошлого года. В Восточном жилом районе Сургута благоустройством также начали заниматься еще с начала 2000-х. Ежегодно УК тратит 3 млн рублей на закупку и установку детских площадок, независимо от того, дадут ли на эти цели деньги из городского бюджета. Уже сейчас разработан план благоустройства на 2019 год, одному из предприятий Санкт-Петербурга заказаны новые детские комплексы, которые будут закуплены в январе. Причем конструкцию модулей подрядчик разработал специально по заказу сургутян, с учетом климатических особенностей, чтобы комплекс было удобно устанавливать даже в то время, когда снег еще лежит. 

— Но все равно пока не получается выйти в лидеры, чтобы в Восточном жилом районе было самое большое количество детских площадок в городе. Зачем? Чтобы возле каждого жилого дома была, — делится планами Вячеслав Михайлович.

Параллельно с детскими комплексами обустраивают и площадки для занятий спортом. Причем обязательно с безопасным резиновым покрытием. Стоимость одной такой площадки вместе с ограждением — около 1 млн рублей. Места под них «застолбили» тоже лет 10–15 назад и постепенно начали благоустраивать. Поэтому объявленная государственная кампания по созданию комфортной городской среды здесь никого не застала врасплох — у компании есть и своя программа, и наработанный опыт.

Благоустройство дворов — еще одна любимая тема Вячеслава Михайловича. В этот момент он чем-то напоминает фанатичного дачника, с упоением рассказывающего о своих грядках и парниках. Только здесь он может точно перечислить, что в каком дворе сделано, а что где еще планируется. За опытом в ДЕЗ ВЖР нередко наведываются коллеги-коммунальщики из соседних городов. В прошлом году на открытие обновленных дворов возле домов по улице Энергетиков даже губернатор приезжала.  

— Сначала в администрации хотели сделать ремонт по минимальному перечню. А потом оказалось, что нужна отсыпка, потому что уровень двора ниже уровня дороги, — рассказывает Вячеслав Чураков. — Сделали входные группы, поменяли козырьки. Детская и спортивная площадки тоже обязательно людям нужны. И еще в старом жилфонде надо особое внимание уделить парковочным местам. Поэтому при благоустройстве мы обязательно делаем парковку. Жители довольны, теперь есть куда машины поставить.  

 Главное — взаимодействие с людьми

И все-таки, руководствуясь своим жизненным и руководящим опытом, Вячеслав Михайлович давно понял: в коммуналке достичь идеала практически невозможно. Управляющие компании всегда на острие и всегда будут получать жалобы в свой адрес.

— Всегда говорю коллективу: вы хотите, чтобы нас не ругали? Не бывает такого. Но если вы плотно работаете со старшими по дому, по подъезду, вовремя их информируете, объясняете, я никогда не поверю, что люди не поймут и пойдут жаловаться.

Сегодня работать стало труднее, чем раньше, считает Чураков. В городе 46 управляющих компаний, и далеко не все из них обладают профессиональной командой и опытом работы в коммунальной сфере. Есть и такие, кто рассматривает «коммуналку» всего лишь как один из способов получения коммерческой выгоды, а на самом деле это далеко не так.    

— Коммуналка — это социально значимый бизнес. Это не тот товар, который сегодня не продал, завтра продашь. Попробуй-ка я не дай людям свет, тепло и воду, что будет? Сегодня весь бизнес нацелен на прибыль. А я не могу так — урвал и убежал. Я хочу, чтобы житель за меня голосовал. Для меня очень страшно и обидно, если какой-то дом от меня уходит. Мне приятно, когда по субботам ко мне на прием приходят старшие по дому из других управляющих компаний и говорят, что хотят перейти в нашу компанию, — говорит Вячеслав Чураков.






Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

$