Учить хотела с детства
- Этот волнительный момент вручения награды, к которой я шла 35 лет, я пережила дважды. Сначала в зале дворца торжеств, когда мне ее вручал Вадим Николаевич, а потом в стенах родной школы №6, когда меня поздравлял родной коллектив, а директор Елена Петровна Грязнова в торжественной обстановке пожала мне руку! - рассказывает Надежда Качулкина.
Быть учителем она хотела с детства. Старшая сестра, которая одной из первых поздравила Надежду Анатольевну по телефону, вспоминает, что, еще будучи совсем ребенком, не умеющим хорошо разговаривать, маленькая Надя собирала вокруг себя детей, усаживала их и играла в школу. Семью, где росла девочка, нельзя назвать педагогической - родители работали совсем в других сферах.
Но осознанное решение быть учителем пришло к Наде в школе, когда первая учительница Людмила Васильевна Фадеева взяла девочку за руку и посадила за парту.
- Я пошла в школу в Кемеровской области. Моя первая учительница - Людмила Васильевна Фадеева - замечательный человек, которая вдохновила меня на то, чтобы пойти в эту профессию. Мне нравилось учиться, я очень хорошо помню, как меня посвящали в октябрята, как мне на грудь повязали пионерский галстук, и, несмотря на то что я была в куртке, домой я шла нараспашку, что называется, чтобы все видели, что я пионер. Все эти воспоминания формировали во мне желание быть педагогом, - говорит Надежда Качулкина.
«Поступила - учись!»
После окончания школы будущий учитель поступила в педагогическое училище. Уехать в большой Новокузнецк из отчего дома в маленьком шахтерском городке Осинники, пожалуй, было одним из сложнейших испытаний для юной девушки.
- Я приезжала на каникулы домой и плакала, говорила, что трудно жить одной в большом городе. В Новокузнецке я жила самостоятельно, и не было маминой заботы. Но тогда отец твердо сказал: «Раз поступила, значит, учись!». И я, конечно, выучилась, получила диплом и вернулась в родную школу, из которой выпускалась, но уже в качестве педагога, - вспоминает Надежда Качулкина.
А это, надо отметить, сложно - заслужить доверие вчерашних своих учителей. Своим наставником и большим другом, который в тот момент помогла и словом, и делом, Надежда Анатольевна считает педагога начальных классов Валентину Васильевну Шмаль.
Спустя год после работы коллеги устроили молодому учителю настоящий экзамен, посетив ее урок не только с директором, но и с представителями Районного отдела народного образования.
- Обычно на уроки приходили директор, учителя-стажеры, но чтобы из городской администрации пришли… Я очень переживала, но подготовилась и справилась с волнением. Меня очень поддерживала Валентина Васильевна. Я провела урок, а по окончании ко мне подошли коллеги и дали высокую оценку: «Молодец!». Они не сомневались, что я справлюсь. Это мне и помогло, - улыбается педагог.
«Важно дружить с ребенком!»
В 2002 году уже опытный учитель приехала погостить к друзьям в Сургут. Как оказалось, неслучайно. Знакомые уговорили ее сходить в школу №21.
- Я не была уверена, что останусь здесь жить. Но почему-то пошла в школу. Просто хотела спросить, нужны ли там учителя. Первый, кого я встретила в коридоре, был директор. «Вы учитель?» - спросила она меня. Я удивилась, потому что не предупреждала никого заранее. Так я и осталась в школе.
Надежда Анатольевна помнит всех своих учеников, которых выпускала еще три десятка лет назад. И даже в заснеженном Сургуте, в котором, казалось бы, вряд ли можно встретить земляков из Кемеровской области, Надежду Качулкину однажды окликнул взрослый, статный мужчина.
- Я шла по торговому центру и услышала, как меня окликают: «Надежда Анатольевна, здравствуйте!». Я обернулась и увидела мужчину с бородой, которому я по плечо. Это был Андрюша Сычев. Сейчас он работает летчиком, переехал в этот город. Но я была поражена, что спустя столько лет он узнал меня со спины! Я была очень рада, - говорит Надежда Качулкина.
Свою профессию она называет одной из самых сложных. Ведь учитель наравне с родителями формирует личность ребенка. Для педагога важно следить за душевным состоянием своих подопечных.
- Иногда ученик не может довериться маме, боясь ее порицания. Я придерживаюсь мнения, что с ребенком нужно быть добрее и ласковее. И всегда стараюсь дружить со своими малышами, чтобы всегда знать их состояние, все ли у них в порядке, нет ли каких-либо проблем. В этом возрасте еще можно скорректировать ситуацию, пока ребенок не закрылся.
Подарки от учеников - настоящий клад
Сейчас педагог начальных классов Надежда Качулкина работает в школе №6. Также выполняет обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Впрочем, бояться больших нагрузок она не привыкла, даже наоборот - любит делать школьную жизнь интересной и насыщенной. А почти три года назад педагог примерила на себя новую роль - роль бабушки. Маленькая Катюша уже знает, что такое школа, и всегда просит бабушку взять ее с собой к деткам постарше.
- Иногда она приходит ко мне на работу и поэтому знает, чем занимаются дети в школе. Через каких-то пять лет внучка пойдет в школу, но, признаться честно, я бы не хотела быть ее учителем. Моя дочь и сын также учились в школе, где я работала, но не в моих классах. Это дома я для них мама, сейчас - бабушка, а в школе - Надежда Анатольевна, - смеется учитель начальных классов.
На рабочем столе педагога можно увидеть большую папку, где собраны все грамоты и благодарности - от руководства школы, города и даже родителей. Но дороже всего для нее, что неудивительно, подарки от ее учеников. В этот День учителя, например, малыши из ее 2 «Г» класса нарисовали портрет своего любимого педагога. Эти шедевры Надежда Анатольевна складывает в отдельную папку, которую часто перелистывает вечером, когда шум и детский смех в школьных коридорах сменяются на тишину.
Опубликованных комментариев пока нет.