27 августа 1966 года - полвека назад - в Сургуте, которому год назад вернули статус города, был образован городской отдел культуры - первый в череде последующих властных структур. «Младенец» оказался жизнеспособным: уже через несколько лет он был переименован в управление, а затем и в департамент культуры, молодежной политики и спорта.
Из этих 50 юбилейных лет почти половину - 23 года! - руководил сургутской культурной политикой Яков Черняк, сегодня - директор Сургутской филармонии. И, конечно же, именно он, как никто другой, способен наиболее полно нарисовать читателям «Сургутской трибуны» весь этот полувековой путь сургутской культуры.
- Яков Семенович, Сургут - город особенный во всех отношениях. Как эти особенности прослеживаются на культурном поприще?
- С полным основанием считается, что Сургут рождался дважды. Первое его рождение проходило под перезвон топоров наших далеких предков, а второе сопровождалось мощным гулом нефтяных фонтанов последних десятилетий века двадцатого.
Самый крупный город Югры обладает не только уникальным историко-культурным наследием, но и значительным культурным потенциалом, полноценным комплексом культурных учреждений, высокопрофессиональными кадрами, развитой системой музыкального и художественного образования.
Убежден: в Сургуте концентрация талантливых людей на каждую тысячу населяющих его жителей неизмеримо выше, чем в других городах. Потому что наряду с живущим здесь духом первооткрывательства и первопроходчества особое место, безусловно, принадлежит культурной среде города, сформированной усилиями многих поколений его руководителей.
В частности, не последнюю роль в формировании и сохранении лидерства Сургута играло то, что здесь постоянно и целенаправленно наращивалась культурная и образовательная инфраструктура. Мы первыми в округе открыли университет, музыкальное училище, художественный музей, профессиональный театр.
Это позволило Сургуту - опять же одному из первых в регионе - сформировать собственную городскую культурную элиту. В результате главным фактором становления Сургута как регионального культурного лидера стала творческая инициатива проживающих в нем людей.
Культурный десант
- Сургутское ускорение, опережение гигантских запросов дня - в сравнении с теми же нефтегазовыми моногородами - было неоспоримым с самого начала его строительства. Почему так произошло?
- Начиная со второй половины 60-х годов культурный потенциал формировался за счет людей, которые приезжали в Сургут со всей страны. Образно говоря, они везли культуру с собой. То, чего недоставало, обеспечивалось потоком «гастрольной культуры». Активная позиция руководства города способствовала строительству новых учреждений культуры.
В середине 70-х «высадился» целый культурный десант на сургутскую землю - если проводить аналогию с геологическим и нефтяным десантами. И в бурно растущем городе случилась настоящая культурная революция.
Эту роль сыграл приезд в Сургут сразу нескольких выдающихся деятелей культуры: Александра Монастырского, Рафаила Карасева, Гария Козаченко. Приезд этой «бригады» всколыхнул культурную жизнь города, придал ей мощное ускорение и разнообразие форм. В Сургуте появились по-настоящему талантливые организаторы и яркие мастера-исполнители. Этот плавильный котел по имени Сургут без устали выдавал все новые и новые таланты, здесь они быстро делали карьеру.
Вдохновение
- Яков Семенович, в 1985 году вас пригласили в «Нефтяник». Будущий дворец искусств именовался тогда домом культуры и техники. Как вы сумели сделать учреждение культуры родным для нефтяников, которые уезжают на месторождения в шесть утра и возвращаются после восьми вечера?!
- С этой задачей мы справились достойно. Прежде всего, пошли в вахтовые автобусы, чтобы стать ближе к нашим людям. Были программы «Дорога», «Рабочий полдень», когда работники дворца искусств в полпятого утра садились вместе с нефтяниками в автобусы и начинали обзор новостей в Сургутнефтегазе, в городе, в стране.
Благодарное отношение тружеников бурно развивавшегося нефтяного края вдохновляло энтузиастов культурно-просветительской работы, помогало преодолевать неизбежные в условиях нового освоения территории трудности.
Мерилом творческой инициативы, беззаветности и преданности делу стали замдиректора дворца искусств, руководитель ансамбля «Юность Сибири» Александр Уржумов, талантливые хореографы Татьяна и Виктор Ипатовы и многие другие. Преподаватель музыкального училища Ирина Ткаченко создала Сургутский филиал международной программы поддержки одаренных детей «Новые имена». Формирование и развитие центра «Классика» приобрело российские масштабы. Город на Оби посетили множество выдающихся музыкантов-исполнителей, мастерство которых воспитывало и вдохновляло юных сургутян на служение музам.
Пятый элемент
Думается, началом очередного этапа развития культуры и искусства в нашем городе стало ваше назначение на пост руководителя отдела культуры города? Впереди были непростые 90-е и первое десятилетие XXI века - царство глобализированного рынка, которое отразилось не только на экономике, но и на культуре в целом.
- И в Сургуте это проявилось особенно ярко. В сложнейший период нашей истории культура стала ресурсом, который служит, я бы сказал, своего рода неким пятым элементом, необходимым для гармонизации этого шаткого мира.
Именно в эти годы в городе сформировался мощный пласт подвижников культуры. Таких как Елена Пахнюк - руководитель ансамбля духовной музыки «Светилен». Как творческая династия Саниных, создателей старейшего в городе оркестра духовых инструментов «Сургут Экспресс-бэнд».
Сургут славится своими масштабными массовыми акциями. Бессменным режиссером является высокий профессионал своего дела Олег Федорович Бойко с созданной им командой.
Татьяна Николаевна Когут по образованию и по призванию режиссер. Благодаря ее усилиям в 2003 году, приняв эстафету от первой в округе школы-студии хореографии, появилась Детская хореографическая школа №1. Татьяна Николаевна организовала ряд городских фестивалей-конкурсов: «Театральная весна», городской конкурс исполнителей эстрадной песни «Молодые голоса Сургута» и другие. Дворцы культуры Сургута были хоть и ведомственными, но работали на весь город. Имена Анатолия Алексеевича Анфимова и Александра Федоровича Челяева навсегда в истории сургутской культуры.
Безусловно, фигура первого плана - Надежда Жукова, директор Централизованной библиотечной системы Сургута. Библиотеки города - это настоящий культурно-просветительский, научный и информационный центр, центр творчества и развития. Свет знаний и высокой духовной культуры, которые несут библиотеки, востребован в Сургуте вот уже второе столетие.
Сургут с его многовековым историко-культурным наследием стал неисчерпаемым источником интеллектуальных ресурсов для коллектива городского краеведческого музея, возглавляет который замечательный организатор и профессионал Марина Селянина.
Напомню, что «Славянский ход» начинался когда-то по инициативе первого сургутского священника протоиерея Виктора Федоровича Райша, культурно-просветительского общества «Кирилл и Мефодий» и Сургутского общества русской культуры во главе с настоящим подвижником и просветителем Екатериной Владимировной Лоншаковой, зарегистрированного на базе детской музыкальной школы имени великого сургутского просветителя Александра Знаменского. Общество добилось создания в городе школы русской культуры, также не имеющей аналогов на обширнейшей северной территории.
Огромную популярность у сургутян завоевал уникальный даже для российских масштабов литературно-поэтический проект «Живое слово».
Молодежный музыкально-драматический театр в Сургуте был создан по инициативе департамента культуры, молодежной политики и спорта города. В труппу вошли выпускники РАТИ (ГИТИС). Директором театра со дня основания является Тамара Лычкатая.
В 1994 году Сургут отметил свое 400-летие. Этот день остался в памяти многих сургутян как точка отсчета новой эпохи для древнего города, а для культуры Сургута - нового этапа в ее развитии. Спустя три года Сургут обзавелся памятником отцам-основателям, и четыре бронзовые фигуры в центре города стали настоящим символом города на Оби.
Культурный бренд
- Давайте отдельно скажем о фестивале «60-я параллель»…
- В 90-е годы сложились условия для самых смелых, поистине глобальных проектов. Я связываю появление класса высшего образования - студенчества и профессуры в лице двух наших университетов - с началом восхождения Сургута к высоким ориентирам, таким как фестиваль «60 параллель», «штаб-квартирой» которого является Сургут. Это настоящий культурный бренд международного уровня, единственный в своем роде. Понимать его следует гораздо шире, чем только культуру: огромный кусок проекта «Северная цивилизация» получили университеты, причем хватило всем - как сургутянам, так и югорчанам, петербуржцам, а также жителям северных стран Европы, живущим на 60-й параллели.
Сейчас фестиваль искусств пользуется вниманием окружных властей, в рамках «60 параллели» проходят выступления и выставки, семинары и форумы.
Сургут вовсе не провинциальный город в центре Российской Федерации, мы открыты миру, все это рождено здесь.
Той же цели - укреплению международных контактов, творческих и профессиональных, - служит и другой уникальный сургутский проект - международный форум визуального юмора «Карикатурум», который проводит Художественный музей города. Буквально по крупицам музей собирал и собирает свои фонды, охватывая период с глубокой древности и заканчивая авангардными поисками современных художников. И все это в немалой степени заслуга директора музея Светланы Кругловой.
Знаковым событием стало открытие в Сургуте филармонии, пока что единственной профессиональной - подчеркну это! - концертной организации на территории двух автономных округов - Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого. Сургутская филармония заняла сегодня важное место в культурном ландшафте России. За почти десятилетие своего существования филармония выросла в самостоятельную организацию, которая объединила под своим именем многие концертные и артистические коллективы Сургута, стала своеобразным «центром культурного притяжения» для населения не только города, но и всего региона.
Огромную роль в развитии культуры играет открытие нового здания дворца искусств «Нефтяник» - аналоги для сравнения с ним трудно сыскать даже в стране.
Сургут поистине город талантов. «За культурой» сюда едут со всех городов и поселков Югры. Мы все работаем на связь с большим и многообразным миром, мы сами большая земля. Это все выстраивалось годами напряженного труда. Образно говоря, город проходит по лезвию бритвы - не падая. Сегодня Сургуту по плечу роль культурной и интеллектуальной столицы Среднеобского региона. Город готов взять на себя эту миссию благодаря наиболее стабильной ситуации в политическом, экономическом и социальном отношении, наличию высшего образовательного звена, своему лидерству и постоянным культурным инициативам и нововведениям, которые нередко оказываются шагом вперед для всего региона.
- Благодарю вас, Яков Семенович, за это интервью.
Сургут первым в округе открыл университет, музыкальное училище, художественный музей, профессиональный театр
Цитаты
«Убежден: в Сургуте концентрация талантливых людей на каждую тысячу населяющих его жителей неизмеримо выше, чем в других городах»
«Чтобы стать ближе к людям, пошли в вахтовые автобусы. Были программы «Дорога», «Рабочий полдень», когда работники дворца искусств в полпятого утра садились вместе с нефтяниками в автобусы и начинали обзор новостей в Сургутнефтегазе, в городе, в стране»
досье «СТ»
Яков Семенович Черняк - директор Сургутской филармонии (с 2012 года по настоящее время); заместитель главы администрации Сургута (с 1989-2012 годов). «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры», кавалер ордена Дружбы народов, знаков «За заслуги перед городом Сургутом», «За заслуги перед округом», лауреат премии Тюменского комсомола
Опубликованных комментариев пока нет.