Последние новости

23:30

Северные комиксы покажут на фестивале в Салехарде

23:27

В Новосибирске парень во время концерта Басты сделал девушке предложение

22:52

Многодетные мобилизованные могут получить возможность досрочного увольнения

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

22:36

Александр Бастрыкин поручил разобраться в историю с втягиванием подростков в Югре в мошенничест...

22:00

Президент Путин призвал власти подтопленных регионов к внимательности при работе с выплатами по...

21:49

Врачи окружной больницы Нижневартовска спасли пациентку с бактериальным менингитом

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

21:39

В Югре пройдет второй этап спортивного турнира для ветеранов спецоперации

21:26

В Югре назвали имя лучшего педагога

20:49

Ренессанс страхование» звонит с «Этикеткой» от билайна

23 апреля

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

20:24

Извинились и заплатили: свадебные стрелки из Сургута ответили по закону

20:00

В Югре на Всероссийском форуме национального единства участники креативной лаборатории научилис...

19:17

В Сургуте прямо за рулем умер водитель «Лады»

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

Читать все новости

Взгляд сквозь историю: пишут юные югорчане

История
16 декабря 2021 13:13

История Югры, как и история России, богата на события. Освоение Севера русскими переселенцами, становление Советской власти, участие югорчан в Великой Отечественной войне, послевоенном восстановлении, эпоха первопроходцев и открытие Западно-Сибирской нефтяной провинции – на эти и другие эпизоды у их современников, представителей старшего поколения, – своя точка зрения. А как воспринимают историю края юные северяне?


Это не ЕГЭ! Требуется самостоятельное высказывание
Представители юного поколения, в отличие от современников, могут беспристрастно оценить события минувших лет. Свое мнение они отразили в работах, присланных на конкурс эссе по истории и культуре Югры. В этом году состязание проводилось отделом истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок в третий раз.


– Замысел конкурса состоит в том, чтобы дать его участникам (младшие школьники до 9 класса, старшие школьники и учащиеся средних специальных учебных заведений) возможность свободно высказаться, отталкиваясь от одного из предложенных нами девизов, эпиграфов, – рассказал нам Александр Киселев, председатель конкурсной комиссии, заведующий научно-исследовательским отделом истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок.  
 По словам Александра Киселева, в прошлые годы в качестве таковых использовались цитаты из письменных исторических источников, в этом году впервые предложили конкурсантам подборку источников визуальных.
– Мы исходим из того, что наш конкурс – не ЕГЭ. Здесь мало вспомнить нечто из истории, требуется самостоятельное высказывание.
Всего на конкурс поступило 120 заявок из 58 образовательных учреждений. Самыми активными стали образовательные учреждения городов Ханты-Мансийска, Радужного, Нижневартовска и Сургута, а из сельских – Сургутского и Кондинского районов.
В младшей возрастной группе первое место было присуждено Ринате Христофоровой за эссе по мотивам плаката 1931 г. «Выбирай в туземный Совет трудящихся», представляющей 8 класс МОБУ Каркатеевской СОШ 
Нефтеюганского района (руководитель – учитель истории и обществознания той же школы Лариса Граждан).
В старшей группе первое место занял Дмитрий Рандымов с эссе по мотивам фотографии 1930-х гг., сделанной в Казыме (11 класс Казымской МАОУ СОШ, руководитель – учитель Мария Шевелева).
Мы предлагаем вашему вниманию отрывки из эссе победителей.

Выбирай в туземный Совет трудящихся!
В своей работе Рината Христофорова описывает необычный урок – ребята отправляются всем классом на виртуальную экскурсию в Музей плаката:
«В СССР плакат служил одним из средств изучения истории страны и пропаганды новых моральных ценностей, в основе которых лежала идеология марксизма – ленинизма… Экскурсовод пригласил нас в зал, посвященный творчеству художника – плакатиста Георгия Хорошевского. Мы огляделись по сторонам, наше внимание привлек яркий трехцветный плакат. К тому же на нем был изображен человек в национальной одежде жителей народов Крайнего Севера ...»
Плакат посвящен выборам в туземный совет трудящихся. Так советская власть давала возможность народам Севера принимать участие в политической жизни страны и регулировать общественные отношения в своих районах проживания.
 «…На чуме красного цвета видна надпись «колхоз», что соответствует периоду создания плаката. В Советском Союзе в этот период проходит коллективизация – процесс, проходивший в СССР в конце 20-х – начале 30-х годов XX века и заключавшийся в объединении мелких крестьянских хозяйств в крупные коллективные. Пасущееся вокруг чума стадо оленей указывает на одно из основных занятий народов Севера – оленеводство. К чуму прислонены нарты – сани у народов Сибири и Дальнего Востока, в которые запрягают оленей или собак. На переднем плане в верхнем правом углу плаката можно увидеть человека, идущего на лыжах. Мы можем предположить, что это охотник, ведь охота тоже являлась одним из основных занятий коренных народов Севера».
Какой плакат того времени может обойтись без классовой борьбы?  Об этом, как пишет Рината, рассказала экскурсовод ребятам:
«Изображение в правом нижнем углу дает нам представление, как выглядели шаманы и кулаки – еще одна категория населения… Богато украшенные малицы, обувь, яркий бубен в руках, но при этом угрюмый взгляд исподлобья – такими изображает художник Г. Хорошевский этих людей, ведь они являлись носителями чуждых Советской власти взглядов».
Интересны выводы исследовательницы о цветовой гамме, инструменте художника:
«На той части, где изображены голосующие туземные трудящиеся, в качестве фона использован ярко-красный цвет. Психологи утверждают, что этот цвет наиболее активный, он символизирует власть, а также уверенность в завтрашнем дне, формирует лидера. Изображение кулака и шамана художник помещает на черный фон. Как известно, черный цвет – символ пустоты, разрушающей силы, эгоизма. Черный цвет будто любыми средствами стремится удержать свою власть. Обратите внимание, что сцены из жизни северян-колхозников представлены на фоне белого цвета, который составляет контраст с черным. Действительно, в научной литературе можно найти информацию о том, что основным качеством белого цвета является равенство, белый цвет ищет справедливости».


Немного об истории Казымской культбазы
Работа Дмитрия Рандымова также интересна вниманием к мелочам, деталям, их толкованию, тому,  как они характеризуют эпоху 30-х годов. Старшеклассник исследует фотографию, сделанную в 1930-х годах и посвященную открытию Казымской культбазы:
«На фотографии с левой стороны мы видим два здания. Фотография выполнена со стороны р. Амня. Это я понял при сопоставлении с другой фотографией, где запечатлено первое здание школы, которая была открыта в конце января 1931 года. 
Немного пояснений о школе. Сначала родители не хотели отдавать своих детей учиться, потому что  они боялись. Чего? Если  их дети большую часть времени будут проводить на культбазе в школе, то не забудут ли они родной язык, обычаи и главное – вернутся ли они обратно к занятиям предков? В первое время детей из семей забирали и увозили насильно, угрожая забрать оленей, ружья или рыболовные снасти. Позже,  в школе стало больше учеников, так, если в 1931 г. было 17 учеников, а в 1936 г. – 197 чел. …Детей северян учили письму, чтению, счету, прививали  гигиенические  навыки...
Вернемся к фотографии. Улица Центральная проходила между берегом реки и домами. Впереди (это часть здания) стоит школа, на заднем плане мы видим жилой дом, в котором жили медицинские работники, т.к. неподалеку находилась и больница. В 90-е годы этот дом  был снесен, и на этой территории было выстроено здание Администрации… В глубине фотографии – лес, т.к. строительство и освоение территории только  началось…
В центре фото запечатлены  три оленьи упряжки. Они проезжают под деревянными воротами с надписью «14 годовщина Октябрьской революции». Старожилы села рассказывали, что такие ворота ставили во время празднования «Дня оленевода» или к другим праздничным датам.… Событие для региона очень значимое. Именно для этого был приглашен фотограф, чтобы запечатлеть открытие Казымской культбазы, так как это свидетельствовало об изменении в жизни коренных народов с приходом на север Советской власти».

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

23:30

Северные комиксы покажут на фестивале в Салехарде

23:27

В Новосибирске парень во время концерта Басты сделал девушке предложение

22:52

Многодетные мобилизованные могут получить возможность досрочного увольнения

24 апреля

В Ханты-Мансийске назвали «Золотые имена многонациональной Югры»

22:36

Александр Бастрыкин поручил разобраться в историю с втягиванием подростков в Югре в мошенничест...

22:00

Президент Путин призвал власти подтопленных регионов к внимательности при работе с выплатами по...

21:49

Врачи окружной больницы Нижневартовска спасли пациентку с бактериальным менингитом

23 апреля

Большой «Респект». О клубе, изменившем историю адаптивного спорта Югры

21:39

В Югре пройдет второй этап спортивного турнира для ветеранов спецоперации

21:26

В Югре назвали имя лучшего педагога

20:49

Ренессанс страхование» звонит с «Этикеткой» от билайна

23 апреля

В Ханты-Мансийске в пятый раз проходит Всероссийский форум национального единства

20:24

Извинились и заплатили: свадебные стрелки из Сургута ответили по закону

20:00

В Югре на Всероссийском форуме национального единства участники креативной лаборатории научилис...

19:17

В Сургуте прямо за рулем умер водитель «Лады»

22 апреля

В Югре открылась XXI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»

Читать все новости