В Ханты-Мансийске состоялись «Историко-краеведческие слушания по делу о Каменной бабе».
«Дело» завели Татьяна Собольникова – научный руководитель проекта, к.и.н., заведующая сектором по сохранению и использованию объектов культурного наследия Музея Природы и Человека и директор АНО «Малая родина» Алёна Родионова. В качестве свидетелей выступили: Александр Шестаков – егерь государственного природного заказника «Васпухольский» и легенда югорской журналистики Альбина Сергеевна Глухих и жители Согома.
Участники встречи попытались воссоздать историю поиска одного из легендарных мест Югры – Каменной Бабы, опираясь на документальные источники, фото-, видеоматериалы и «показания» очевидцев – местных жителей, краеведов и журналистов. Мероприятие прошло в рамках проекта «Легенды южных хантов: историко-краеведческое расследование», поддержанного Фондом президентских грантов.
– В основе нашего «дела» лежит совместная поисковая краеведческая деятельность ученых-экспертов в области археологии, истории, этнографии, лингвистики, музейного дела и местного населения по поиску и обследованию исторических мест Нижнего Прииртышья, связанных с легендами южных хантов, – добавляет Татьяна Собольникова. – Мы собираем легенды, исторические карты, архивные документы вместе с местным населением. Старожилы поселений, расположенных вблизи мест проведения полевых краеведческих экспедиций, и их потомки являются фактически единственными источниками информации об исчезнувших селениях, священных местах и даже помнят отголоски древних сказаний.
– Одно из первых упоминаний Каменной бабы на Иртыше встречается у академика П. Палласа, побывавшего на севере Западной Сибири в 1771 году, – рассказывает Алёна Родионова. – На территории Западной Сибири «бабами» называли каменные изваяния или даже просто камни. Для нашей таёжной территории – они редкость, поэтому часто становились предметом культа, поклонения и почитания. С каждым из таких камней была связана своя легенда.
На встрече обсуждали поиск хантыйского святилища, находящегося на некотором расстоянии от поселка Сосьва на Полуденной горе. К Каменной бабе приходят люди всех национальностей, приносят ей подарки (жертвы). Несмотря на встречающиеся в литературе упоминания Каменной бабы, ученые еще ни разу не посещали это место. Зато туристы и журналисты бывали там. Благодаря им до наших дней сохранились изображения изваяния, и оно отличается от нынешнего ее вида. Например, у фигуры исчезла голова.
В шестидесятых годах прошлого века это изваяние привлекло к себе внимание широкой общественности. В «Комсомольской правде» была опубликована статья «В поисках «Золотой бабы», где рассказывалось о Каменной бабе, которой поклонялись хантыйские охотники с указанием расположения святого места.
– Публикацию прочел молодой инженер Уралмашзавода, заядлый турист Михаил Шаравин. Уроженец деревни Кама, что по описанию находилась в той же местности, что и Баба, решил собрать экспедицию по поиску идола, – рассказывает об истории расследования Алёна Родионова. – В 1963 году энтузиасты из Свердловска (Екатеринбург) начали свою поисковую операцию под названием «Баба». Им удалось найти камень, описать его и в 1965 году даже опубликовать статью об экспедиции в журнале «Уральский следопыт» № 3.
Режиссер документалист из Ижевска Лев Вахитов представил фрагмент фильма «Священные камни» о посещении святого места на Полуденной. Фильм снят несколько лет назад, и присутствовавшие на встрече ученые, краеведы и студенты убедились в том, что изваяние, сфотографированное в 1963 году туристами группы Шаравина и камень из фильма Льва Вахитова – один и тот же объект, утративший некоторые элементы. Такое же мнение высказал егерь государственного природного заказника «Васпухольский» Александр Шестаков, который не раз бывал на святилище.
Однако, участник экспедиции 1963 года Игорь Шестопалов, которого разыскала Алена Родионова усомнился в самом месте расположения идола: «В фильме – равнина, покрытая лесом, а мы были на лысом холме». Но егерь утверждал, что это место – холм, а лес мог и вырасти за 60 лет разделяющих съемки.
– Не раз уже ученые обещали провести археологические раскопки на святилище или организовать исследовательскую экспедицию в эти места, но по разным причинам нога ученого так и не ступила на Полуденную. Мы планируем в этом году добраться до места и обследовать его и Каменную бабу, – резюмировала Алена Родионова.
Отметим, что это была первая встреча в рамках грантового проекта «Легенды южных хантов: историко-краеведческое расследование». Редакция будет следить за развитием событий.
Опубликованных комментариев пока нет.