Пример для подражания
Благодаря этому сертификату за ребенком закрепляется гарантия, что вне зависимости от того, какую программу дополнительного образования он выберет, к какому поставщику услуг (муниципальному, частному, государственному) пойдет обучаться, он может рассчитывать на то, что государство заплатит за его обучение.
В Югре такая практика действует с 1 сентября 2017 года. Сертификат рассчитан на широкий спектр программ по всем направлениям, а также варианты по срокам реализации. Для его получения родителям необходимо обратиться в орган местного самоуправления в сфере образования с заявлением о включении в систему персонифицированного финансирования. Для их удобства запущен специальный портал. Кроме того, в социальной сети «ВКонтакте» создана группа «Система ПФДО ХМАО», где родители могут получить ответ специалистов на интересующие их вопросы.
В прошлом году более 1 600 детей выбрало две программы, более 500 воспользовалось тремя и более. Стоимость сертификата в расчете на одного ребенка составляет от 25 до 42 тысяч рублей в год.
Наш опыт высоко оценили на состоявшемся недавно Московском финансовом форуме. Там прошло награждение призеров конкурса «Апробация институциональных и управленческих механизмов предоставления государственных (муниципальных) услуг» в номинации «Лучшие практики внедрения новых механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг». Его организаторами выступили Минфин совместно с Минпросвещения. После анализа результатов внедрения система персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Югре была признана лучшим механизмом организации оказания государственных (муниципальных) услуг в рамках реализации национального проекта «Образование». Диплом и памятную статуэтку губернатору Югры Наталье Комаровой вручил заместитель министра финансов Алексей Лавров.
Тиражирование опыта
Глава региона также выступила на панельной дискуссии «Социальный сертификат как инструмент повышения доступности и качества бюджетных услуг».
– Сертификат расширяет потребительский выбор, создает экономические условия для конкуренции между поставщиками, являясь реальной альтернативой линейной системе размещения государственного, муниципального заказа, – рассказала о преимуществах механизма Наталья Комарова.
В настоящее время, по словам губернатора, в Югре негосударственному сектору передано 50 услуг, из них десять оказываются через сертификаты. Наибольшее количество в сфере социального обслуживания – семь, две – в образовании, и одна – пилотный проект летнего отдыха детей в Нижневартовске. Сертификаты обеспечены финансированием из бюджета округа в соответствии с государственными программами, действуют единые тарифы для поставщиков, стандарты оказания услуг, подушевые нормативы.
– Практика показала: участие негосударственного сектора не привело к росту стоимости услуг, – отметила губернатор.
В результате внедрения сертификатов по сравнению с 2015 годом выросло количество негосударственных образовательных организаций, оказывающих услуги: в 1,8 раза – в сфере дошкольного образования и в 4,9 раза – в сфере дополнительного образования детей. За четыре года количество негосударственных поставщиков социальных услуг выросло в десять раз – с 16 в 2015 году до 167 в 2019-м.
– Мы очень серьезно и взвешенно работаем со стандартами, с нормативами, чтобы не получить недофинансирования и неравных условий на рынке государственных муниципальных и негосударственных услуг. Например, если брать систему образования дошкольников, то мы воспользовались своим правом, определенным по законодательству, увеличивать финансирование на определенные условия и за счет этого создали единый сертификат, который был одинаково характерен и для государственного, и для негосударственного сектора. Неравенства не произошло, – подчеркнула Наталья Комарова.
Новая система не привела к сокращению численности муниципальных организаций дошкольного образования. Произошло органичное дополнение негосударственными поставщиками, оказывающими качественные и доступные услуги.
– Если раньше родители стремились перевести детей при достижении ими трех лет из частного детского сада в муниципальный, то сегодня воспитанники старше трех лет остаются в негосударственном секторе – частные сады становятся конкурентными.
В дополнительном образовании ситуация несколько иная. Внедрение системы персонифицированного финансирования повлекло за собой оптимизацию сети муниципальных организаций – их число сократилась с 55 в 2016 году до 46 по итогам 2018-го. В результате уменьшения неэффективных расходов высвобожденные средства были направлены на сертификаты. Доступ к бюджетному финансированию получили 114 негосударственных организаций, в том числе 75 индивидуальных предпринимателей.
Сегодня в Югре прорабатывают возможность заменить стоимостное выражение сертификата на гарантированное количество часов занятий для ребенка в соответствии с санитарными нормами (не более 10 часов по общеразвивающим программам и 14 часов – по предпрофессиональным). Это обеспечит равные возможности для каждого ребенка.
Знаковое соглашение
Участники панельной дискуссии пришли к выводу, что социальный сертификат – перспективный инструмент организации оказания государственных услуг. Поэтому Минфин выразил готовность обеспечить формирование единого порядка и финансово-экономической модели использования сертификатов на оказание государственных услуг совместно с регионами, принявшими решение об участии в проекте.
С целью апробации новых механизмов правительство Югры и Министерство финансов России подписали соглашение. Реализация документа позволит создать инфраструктуру для использования сертификата, разъяснить всем заинтересованным сторонам новые права и возможности.
Опубликованных комментариев пока нет.