Выбран регион
×
Аналитика
0

Югра привлекает инвестиции при помощи концессий

У концессий – большое будущее. При невысокой инфляции они смогут стать тем инструментом инвестирования, который принесет реальную доходность. Именно они позволяют государственному участнику и частному инвестору получить наибольший положительный эффект от сотрудничества, оптимально распределив риски между сторонами сделки.

Эта модель является одним из лучших механизмов долгосрочного инвестирования не только в российской, но и в международной практике при создании социально значимых объектов инфраструктуры.

Что это за фрукт?
Договор концессии предусматривает, что концессионер создает или реконструирует имущество, находящееся в собственности концедента. Роль последнего в условиях государственно-частного партнерства играют федеральные, региональные или муниципальные власти, а в качестве концессионера выступает бизнес.
Концессия выгодно отличается от других устоявшихся видов отношений, например, аренды, подряда или договорного управления. Концессионер вкладывает собственный капитал, а не забирает все финансирование на создание объекта из бюджета. При этом у региональной и муниципальной власти остается больше средств, чтобы, например, направить их на социальное развитие или строительство других нужных объектов. Между тем, в России пока по пальцам можно пересчитать успешно работающие концессионные соглашения. Причина проста – мало опыта. Но к Югре это не относится.

Действенный механизм 
Недавно губернатор региона Наталья Комарова выступила с ежегодным обращением к югорчанам и отчетом перед депутатами окружной думы. Она назвала ключевые результаты 2018 года и обозначила приоритетные направления развития Югры в 2019-м. 
В целом достигнуты неплохие результаты, но планка следующего года поднята высоко, причем в различных отраслях – строительстве, ЖКХ, медицине.
И в этом контексте палочкой-выручалочкой для муниципалитетов может стать институт концессий. Тем более что реальные примеры уже есть. В этом году в регионе начали использовать подобные соглашения для развития социальной сферы, транспортной инфраструктуры, комплексного развития территорий, экологии в соответствии с госпрограммами.
Между правительством автономного округа и ПАО «Сбербанк» заключено соглашение о сотрудничестве. Главная цель – создание объектов социальной, образовательной инфраструктуры на основе концессионных механизмов. Утверждены и формы соглашения о финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации объекта образования, соглашения о муниципально-частном партнерстве, конкурсной документации. В соответствии с концессионными соглашениями, в автономном округе в этом году реализуется 29 проектов.

От теории к практике
Итак, чего ждать жителям Югры? Если говорить о сфере образования, то специалисты профильного департамента автономного округа в 2018 году рассмотрели 14 заявок муниципальных образований на предоставление субсидии из бюджета региона. Средства пойдут на софинансирование мероприятий муниципальных программ, предусматривающих строительство школ в соответствии с концессионными соглашениями. Пять заявок уже одобрено. Другими словами, скоро все ученики будут заниматься в первую смену.
– По расчетам специалистов, сегодня Нижневартовску необходимо девять школ. Одна уже строится в 18-м микрорайоне, расположенном за улицей Ханты-Мансийской. Здесь планируется ввод двух зданий сразу, – говорит глава Нижневартовска Василий Тихонов. – Еще две школы в следующем году планируется начать строить в рамках концессии. Наш муниципалитет одним из первых в Югре готов заключить такое соглашение, оно позволит за счет средств инвестора начать строительство социально важного объекта. Что самое главное, уже есть инвестор, готовый к сотрудничеству.

Решать проблемы стало проще
Кстати, одними из первых концессионные соглашения пришли в сферу ЖКХ. Старт был дан еще в 2011 году. Поэтому можно с уверенностью говорить: у региона есть опыт работы в этом направлении. Как итог, в Югре для развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг инвесторам оказывается содействие при разработке и сопровождении инвестиционных программ и концессионных соглашений. В этом году в округе на условиях концессии действует 26 договоров с общим объемом инвестиций 5,5 миллиардов рублей. В сфере ЖКХ в выигрыше в первую очередь остался рядовой потребитель. 
– Когда в Радужном заключалось подобное соглашение, не буду скрывать, мнения были разные. Но сегодня видно: работа по договору идет. Главное, что концессионер готов на диалог с горожанами. Приятно, что тарифы не выросли, но при этом наконец-то появились приборы учета, о которых мы раньше только мечтали, – рассказывает Марьяна Смирнова, член общественного совета по вопросам ЖКХ Радужного. И это лишь один из примеров. Так, Лангепас – один из первых муниципалитетов Югры, который передал предприятия ЖКХ в концессию на 30 лет. Размер инвестиций на создание и реконструкцию объектов теплоснабжения составит более 600 миллионов рублей, водоснабжения и водоотведения – 1,2 миллиарда рублей. А представляете, если бы это бремя легло на местный бюджет? Тогда все деньги ушли бы на ЖКХ, а что делать с другими статьями расходов?
– В этом году департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Югры согласовал инвестиционную программу. За три года, в течение которых теплоснабжение и горячее водоснабжение в Лангепасе осуществляется по концессии, нет жалоб от граждан на некачественно предоставленные услуги, – отмечает представитель концессионера, заместитель генерального директора по региональному развитию ООО «КонцессКом» Мария Зубкова.
В сфере обращения с отходами также реализуется концессионное соглашение о строительстве комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО для Нефтеюганска и Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района. Общий объем инвестиций – более 1,1 миллиарда рублей. Планируется заключение концессионных соглашений о строительстве четырех межмуниципальных полигонов в Нижневартовске, Нягани, Сургуте и Ханты-Мансийске. 

Эх, дороги
Транспортная отрасль – один из основных драйверов повышения уровня социального и экономического развития каждого региона.
В дорожном строительстве Югры – свои примеры успешной реализации проектов на основе концессий и ГЧП. В этом году построена подъездная автомобильная дорога к пгт Мортка в Кондинском районе в соответствии с контрактом жизненного цикла. Это форма государственно-частного партнерства, включающая комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства при условии поэтапного финансирования контрактных обязательств и справедливого распределения рисков между автономным округом и частной стороной.
Кроме того, продолжается реализация проекта «Строительство подъездной автомобильной дороги к селу Ямки». В Югре есть инвесторы, готовые браться за реализацию ГЧП проектов и концессионных соглашений, например, АО «ДСК «Автобан». Компания участвует в развитии рынка ГЧП на федеральном и региональном уровнях, выступая в качестве инвестора, генерального подрядчика.
– Безусловно, расширять возможности и инструменты для реализации подобных соглашений нужно, ведь именно такие инфраструктурные проекты в конечном итоге дают мультипликативный эффект для всей экономики не только региона, но страны, – считает депутат окружной думы, генеральный директор ДСК «Автобан» Алексей Андреев. – Сложность в том, что во многих европейских странах государственно-частное партнерство и концессии – давно отлаженный, прозрачный и предсказуемый механизм. В России этот рынок и правила игры только формируются. Но в нашем арсенале есть успешные примеры реализации проектов в Республике Коми.
Напомним, что между нашим регионом и этой республикой действует соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. И именно здесь в ноябре открыт участок Малая Пера – Ираель межрегиональной дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар. По словам Алексея Андреева, это первая дорога, построенная компанией в рамках концессии. Кстати, в рамках соглашения в Нижневартовске планируется строительство продолжения дороги по улице Нововартовской в сторону старой части города. Необходимость в ней назрела давно: микрорайоны, расположенные здесь, развиваются и застраиваются целыми жилыми комплексами. Единственная дорога, которая соединяет старую часть города с центром, – улица Лопарева – загружена.
Не остается сомнений, что инвестиционные проекты на основе принципов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений, запущенные в 2018 году, определят курс Югры на будущее.

Важно!
Преимущества концессии: 

  • привлечение частных инвестиций, снижение затрат;
  • решение социальных задач за счет средств частных партнеров;
  • распределение рисков инвестирования между партнерами;
  • возможность выбора частного партнера, планирование и контролирование его деятельности;
  • использование опыта и профессиональной компетенции частных компаний для решения общественных задач;
  • увеличение поступлений в бюджет путем создания новых рабочих мест;
  • повышение уровня конкурентоспособности.

Теги статьи: #Концессии

Автор текста: Александра Михеева   

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии