В масштабах страны
Впервые о необходимости проведения подобной конференции речь зашла в ходе недавней прямой линии с губернатором Югры Натальей Комаровой, в рамках которой вопрос о переселении из аварийного дома задали сургутяне. Местная жительница интересовалась, когда город намерен переселить обитателей построенного в 1969 году здания, притом что этот процесс планировался на 2018 год, когда мэрия резко сместила сроки на 2023–2030 годы. Глава Сургута Вадим Шувалов тогда пообещал закрыть проблему в 2019 году.
Тема аварийного жилья продолжилась в конце июня: в рамках поездки в Сургутский район губернатору на бездействие местных властей по вопросам переселения пожаловались жильцы нескольких домов. Собственно, тогда Наталья Комарова и анонсировала онлайн-конференцию с участием руководства всех 22 муниципалитетов Югры, кураторов строительной отрасли в правительстве округа и профильных департаментов. К слову, именно югорские мэры стали основными героями конференции – губернатор на этот раз сидела в зале с прочими зрителями, периодически адресуя главам вопросы от жителей округа.
Всего в ходе конференции – она, кстати, продолжалась около двух часов – жители округа посредством всевозможных площадок направили свыше 500 вопросов. Естественно, что на каждый в рамках живого общения участники не ответили: прозвучали ответы на 33 из них. Впрочем, как показала практика, все они по большей части касались одного и того же – ниже мы еще вернемся к конкретным примерам.
Ликвидация в РФ аварийного жилого фонда в срок до конца 2024 года – часть национального проекта «Жилье и городская среда». Если говорить об общегосударственных масштабах, то всего в его рамках планируется расселить свыше 12 миллионов квадратных метров жилья. Новые квартиры должны будут получить около 660 тысяч человек, а общее финансирование составляет 507 миллиардов рублей (из них примерно 432 миллиарда – средства федерального бюджета).
Собственно, именно активное участие федеральной казны в решении региональных жилищных вопросов, инициированное президентом Владимиром Путиным, и позволяет сегодня субъектам заявлять достаточно оптимистичные, но выполнимые планы по расселению аварийного фонда. Так, в Югре в течение всего срока выполнения адресной программы расселят 419 тысяч квадратных метров жилья – это 906 домов, в которых сегодня проживает свыше 28 тысяч человек. Общее финансирование программы на весь срок действия до 2025 года – 23,57 миллиарда рублей.
– Уже несколько лет из федерального бюджета софинансируются региональные программы по сносу аварийного жилья. Сегодня мне поступило решение фонда содействия развитию ЖКХ, что наша заявка принята для участия в национальном проекте, определен объем софинансирования. В ней указан каждый конкретный дом в каждом муниципалитете. Обеспечение людей жильем, в том числе проживающих в аварийном жилом фонде, – это компетенция органов местного самоуправления. И эта программа – одна из редких, где указаны адреса каждого аварийного дома в привязке к конкретному муниципалитету. Мы все в одной команде, поэтому очень важно понимать друг друга и должным образом реагировать на запросы югорчан, – акцентировала внимание участников конференции Наталья Комарова.
Отметим, «адресной» программа названа не просто так: в документе (найти его можно на сайте департамента строительства Югры в одноименном разделе) указана исчерпывающая информация о каждом конкретном объекте, подлежащем расселению, – срок ввода в эксплуатацию, дата получения аварийного статуса, метраж, число жильцов и, главное, сроки переселения.
Простые вопросы о главном
Условно вопросы, поступившие от югорчан операторам онлайн-конференции, можно разделить на два основных и один дополнительный типы. Пример первого – обращение жителя Ханты-Мансийска Максима Конева, заявившего об абсурдно долгом оформлении в собственность жилья, предоставленного семье взамен аварийного. Письмо о выделении новой квартиры Коневы получили еще в 2017 году, однако до сих пор не въехали в нее: чиновники не могут оформить документы. Юноша попросил показать обращение губернатору, чтобы она оценила качество работы местной администрации.
Наталья Комарова из зала адресовала вопрос главе Ханты-Мансийска Максиму Ряшину. Тот, назвав двухлетний срок подготовки документов «вопиющим нарушением прав», предложил автору вопроса встретиться в среду и разобраться в ситуации, попутно пообещав наказать виновников. Интересно, что, как отмечают в администрации города, в среду на прием к Ряшину пришли восемь человек – но без того самого Максима Конева.
Глава региона, воспользовавшись моментом, спросила о планах городских властей по переселению граждан.
– В этом году мы уже расселили 14 домов, запланировали еще 16. 30 домов в итоге. Пока что это достаточно пессимистичный прогноз, может быть, получится больше. В прошлом году было 32 дома, в позапрошлом – 30. Для Ханты-Мансийска это беспрецедентно много. В целом на сегодня аварийными в городе признаны 78 домов, мы одновременно работаем со всеми. Есть легкая для чиновников категория по переселению – это люди с социальным или коммерческим наймом; есть сложная – когда жилье находится в собственности граждан. Здесь очень много споров, каждая ситуация требует индивидуального подхода к каждой семье. Приношу извинения всем нашим жителям, которые столкнулись со спорами, недостаточными вниманием и корректностью, – прокомментировал ситуацию Максим Ряшин.
Мэр Ханты-Мансийска также отметил, что город сегодня не испытывает проблем с финансированием мероприятий по переселению жителей, а также может позволить гражданам выбирать районы для нового жилья.
– Последние дома, которые строились в Ханты-Мансийске и приобретались в муниципальную собственность за счет бюджета округа, – это дома в районе Учхоза (микрорайон на окраине города, достаточно удаленный по меркам столицы округа. – Ред.). Не всех жителей он устраивает. Тогда мы предлагаем жителям аварийных домов немного подождать, следующие дома уже в этом году будут сданы на улице Объездной, соответственно, будут варианты. В связи с этим немного переносятся сроки расселения и сноса этих домов. Думаю, это терпимая ситуация, все же человек должен получать квартиру в том районе, который для него более удобен и комфортен, – сказал глава столицы округа.
Наталья Комарова, в свою очередь, акцентировала внимание главы муниципалитета на необходимости своевременной подготовки жилого фонда, который будет использоваться для расселения аварийных домов. Подход мэрии к работе с гражданами губернатор приветствует. Однако, подчеркнула глава региона, местным властям также нужно заходить и с другой стороны, повышая привлекательность конкретных микрорайонов для жителей:
– Вам нужно думать над тем, чем заинтересовать жителей Ханты-Мансийска, чтобы они стремились жить в Учхозе. Каждому муниципалитету нужно предлагать что-то людям, чтобы им были интересны подобные микрорайоны. Других вариантов нет, при ином раскладе останутся обделенные, могут быть претензии серьезного плана. Два этих обстоятельства – переселение в привлекательные районы и подготовка жилого фонда – должны прорабатываться муниципалитетами постоянно.
Днем с огнем не сыщешь
Второй тип вопросов и вовсе характеризуется единственным словом «когда?». Для примера – обращение из Пыть-Яха: жители одного из местных домов, сданного около 35 лет назад, с нетерпением ждут переселения. В здании проваливаются полы, регулярно рвутся батареи – да так, что кипятком заливает весь подъезд. В общем, врагу не пожелаешь. Авторов интересовало одно: когда дом уже расселят?
Отвечать на вопрос выпало главе Пыть-Яха Александру Морозову. Градоначальник поблагодарил региональные власти за софинансирование и рассказал, что здание планируют расселить в начале 2020 года: весь процесс с учетом строительства нового жилья, выкупа квартир и их передачи новым собственникам займет до восьми месяцев. Планы на ликвидацию аварийного фонда у Пыть-Яха не самые масштабные: в нынешнем году будут расселены десять домов, еще 35 планируется ликвидировать в течение четырех-пяти лет.
Впрочем, глава округа отнеслась к пыть-яхским проблемам с пониманием, отметив, что город сегодня тянет еще и программу по расселению балочных массивов – наряду с четырьмя муниципалитетами.
– Мы уже приняли решение о выделении дополнительно двух миллиардов рублей на программу переселения из аварийного жилого фонда и сегодня оформляем его до конца. Мы готовы передать их муниципалитетам, но здесь важно договориться, как именно мы будем действовать: распределять их по некой формуле равномерно между всеми либо будем идти проектами по закрытию проблемы в конкретных территориях. Пример: нам показывали Покачи, там всего две тысячи квадратных метров аварийного фонда. Лангепас – тоже небольшие объемы остались. Подход здесь имеет значение. Все мы понимаем, что жить в таких условиях десятки лет, растить в них несколько поколений – это просто несправедливо по отношению к людям, – подчеркнула Наталья Комарова.
Третий и последний тип обращений – вопросы, скажем так, технического характера: где найти информацию о расселении, как именно принимаются решения по аварийному статусу и так далее. Забавно, что все они были адресованы именно губернатору, хотя, казалось бы, доведение подобной информации силами местных администраций до непосредственных «клиентов» – то есть жителей – дело нехитрое.
Тем не менее на практике выяснилось, что найти информацию по конкретным объектам за пару минут не получится. Собственно, в прямом эфире это и попыталась вместе с подчиненными сделать Наталья Комарова – обе ее попытки разобраться с наполнением муниципальных сайтов успехом не увенчались. Кроме того, югорчане также жаловались главе региона на несоответствие данных на сайтах муниципальных образований реальным срокам расселения.
– Информация, предоставляемая на сайтах муниципальных образований, должна быть действительно актуальной. Чтобы человек понимал, когда его дом будет расселен, – заявила Наталья Комарова, также поручив руководителям территорий максимально упростить поиск информации по местным программам ликвидации аварийного жилья. Проще говоря, сделать так, чтобы документ с адресами и сроками присутствовал на главных страницах администраций.
Задачи на перспективу
Также в ходе конференции представили несколько интересных инициатив. Одна из них – договоренность между властями Мегиона и местным застройщиком, согласно которой строители учтут потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Рассказал о ней, комментируя один из вопросов, глава города Олег Дейнека.
– Впервые в строящихся под переселение домах будут предусмотрены не только пандусы на первых этажах, но и квартиры для людей с ограниченными возможностями. Это расширенные туалеты, проемы и так далее, – отметил мэр. Звучит недурно.
Приятной неожиданностью стали сразу два звонка из Белоярского: жительницы города благодарили власти за неожиданное переселение из аварийного жилья. Комментарий одной из них мы приводим.
Впрочем, несмотря на общий позитивный фон конференции, умолчать о проблемах было бы неправильно. Собственно, главная из них сегодня – недостаток свободного жилого фонда в отдельных муниципалитетах, из-за чего темпы переселения в них хромают. Как пример – Кондинский район, где в 2019 году ликвидируют только четыре дома из 20 имеющихся. Объясняется ситуация просто: застройщикам не слишком интересны малые и депрессивные территории (конечно, в сравнении с центральными муниципалитетами округа), и, как следствие объемы вводимого жилья несколько отстают от потребности в нем.
Наталья Комарова, понимая сложность ситуации, поручила куратору строительной отрасли округа Андрею Зобницеву заняться проработкой решений этой проблемы – по словам главы региона, решить ее без участия окружной казны будет невозможно. Тем не менее губернатор акцентировала внимание глав на поиске новых идей в работе по ликвидации аварийного фонда, приведя в пример Сургутский район.
– Есть муниципалитеты, которые работают с застройщиками, применяют эффективные управленческие решения для урегулирования этого вопроса. Вопросы финансирования обязательств по обеспечению югорчан жильем являются приоритетными для бюджетной политики автономного округа. Муниципальные власти [Сургутского района] приняли решение, что ликвидация аварийного и непригодного жилья – главный вопрос, где органы местного самоуправления прикладывают все усилия для строительства жилья, привлечения инвесторов, и, как следствие, дополнительные финансовые средства из бюджета. Район использует правильный подход, – прокомментировала губернатор.
Примерно в таком формате прошла вся онлайн-конференция. Поступившие вопросы традиционно будут переданы в работу кураторам на местах, без внимания обращения не останутся. Практика онлайн-конференций с участием губернатора по актуальным проблемам будет продолжена – окружные власти обещают определять их темы в том числе в рамках голосований.
Мы же в завершение заметим, что ликвидация именно аварийного жилого фонда – лишь верхушка айсберга работы по приведению жилищной сферы округа в порядок. Впереди Югру ждет куда более масштабная задача, которую на перспективу обрисовала участникам конференции Наталья Комарова: это полная ликвидация деревянного жилого фонда и расселение жильцов по «капиталкам».
– Мы обязаны освободиться от аварийного жилья. Объемы деревянного многоквартирного жилого фонда в Югре составляют около трех миллионов квадратных метров, а 2,2 миллиона – это непригодное и аварийное жилье. Здесь важно понимать, что из одной категории жилье со временем переходит в другую, и ставить для себя задачи на длинный период. Нам необходимо избавиться не только от аварийного жилья, признанного таковым на 1 января 2017 года, но идти дальше, ликвидировав такие объемы, которые максимально возможны, – резюмировала губернатор.
Валентина МАВРИНА жительница Белоярского
- Мы раньше жили в Ульяновской области. Но работы и условий для достойной жизни там не было. Поэтому нас позвала к себе тетя, жившая в Белоярском. Мы приехали, посмотрели и остались. И вот уже одиннадцать лет здесь. И хотя мы с мамой устроились на работу, возможности купить собственное жилье не было (я не замужем, и у меня четверо детей). Жили по съемным квартирам. Спасибо тете, помогла, сделала прописку. Встали на учет, в очередь на квартиру. И буквально недавно, когда была в отпуске по болезни, раздался неожиданный звонок. Нам предоставили жилье, требовалось оформить документы. Это было неожиданно и радостно. Дети были счастливы. Сейчас мы ждем ключи от квартиры.
Опубликованных комментариев пока нет.