×
Общество
0

Юрий Семенков: «Больший вред не от вандалов, а от собственников»

О противостоянии в обществе и ошибках, которые нельзя исправить


В минувшую субботу группа молодых сургутян весь день приводила в порядок «космические» скульптуры советского художника Юрия Вавакина. Арт-объекты, расположенные недалеко от ДИ «Камертон», испортили вандалы. Волонтеры очистили скульптуры с помощью растворителей, заново выкрасили в белый цвет бетонные части. Но уже на следующий день их работа была испорчена. 
 
Рисунки нанесли графферы. Спустя один день арт–объекты вновь оказались перекрашены, на этот раз – актерами «Летучего театра», которые днем ранее отмывали скульптуры на субботнике. Кто–то из горожан заметил, что получилась неплохая коллаборация современного уличного искусства и советской архитектуры.
Результат удовлетворил не всех. Эксперименты над объектами, представляющими культурную и историческую ценность, вызвали противоречивые эмоции у культурологов и урбанистов. В их числе оказался инициатор и участник реставрации скульптур Юрий Семенков. Своей позицией автор проекта «Советский модернизм Сургута» поделился с редакцией «СТ».

Это не коллаборация, а свинство
– Несмотря на то что часть объектов действительно разрисованы неплохо, не стоит забывать, что это памятники культуры, и такое отношение к ним – явное неуважение как к их автору, так и к людям, которые накануне привели их в пристойный вид. Это, конечно же, никакая не коллаборация, а вандализм, как бы симпатично ни выглядел результат. В городе есть множество не очень приглядных объектов, которые подобные рисунки, без сомнения, украсили бы. А вандалить скульптуры, которые усилиями многих людей были отмыты и покрашены, – это свинство. Коллаборация – это другое. Она может возникнуть только в правовом поле, если будет принято такое решение, а работы будут согласованы, – сказал Семенков.

 Как вы относитесь к тому, что поверх граффити скульптуры расписали актеры «Летучего театра»?
– У меня нет однозначной позиции. С одной стороны, процесс, когда уже отреставрированные работы кто–то разукрашивает, следует трактовать как вандализм, потому как эти скульптуры были созданы в восьмидесятые годы, у них есть автор, они несут не только художественную, но и историческую ценность. С другой – эти объекты не несут никакой идеологической нагрузки, а значит, что такая их интерпретация тоже возможна [теоретически]. Актеры «Летучего театра» изначально принимали участие в реставрации скульптур. То, что они сделали с ними потом, было выполнено на хорошем уровне – они не испортили мозаику и сделали композиции интересными. Но хорошо это или плохо, сказать сложно.

 Как вы считаете, может ли продолжиться противостояние между профессиональными и уличными художниками? 
– Я думал об этом. Считаю, что места, где находятся такие объекты, следует как–то облагородить, создать общественные пространства для семейной аудитории. Тогда маргиналы там будут появляться реже, а, значит, и число фактов вандализма снизится. 
 
Красная книга для культурного наследия

 Таких фактов вандализма много по городу? 
– В Сургуте  больший ущерб памятникам культуры приносят не какие–то конкретные люди и уличные «художники», а владельцы зданий и даже органы власти. Можем взять тот же железнодорожный вокзал. На нем очень много мозаики как внутри, так и снаружи. Насколько я понимаю, текущий проект реконструкции часть ее точно уничтожит. Похожая ситуация происходит с декоративными элементами на зданиях, которые зашиваются в сайдинг или же на них вешают баннеры. Я считаю, что это вопрос политики в сфере градостроительства. Хотелось бы, чтобы эти вещи регламентировались, чтобы подобные объекты: фрески, мозаика, барельефы – выявлялись, а владельцам запрещалось их ликвидировать.

 Какие памятники архитектуры или культуры Сургута уничтожены полностью?
– На проспекте Набережном был кинотеатр «Рубин». По–моему, это вообще был первый кинотеатр Сургута. На фасаде здания был ценный барельеф с рабочим – нефтяником или геологом. Однако здание снесли и построили автосалон. Хотя сегодня это место могло бы быть неплохой архитектурной точкой. Это первое, что я вспомнил, а подобных примеров много.

 Какие культурные объекты сегодня находятся под угрозой ликвидации?
– В первую очередь, это вокзал. Так как его реконструкция еще не началась, пока непонятно, что именно будет уничтожено – проекты постоянно меняются. К примеру, изначально предлагалось убрать всю мозаику. Потом появилась информация о том, что какие–то изображения сохранят. Но само здание все же пострадает, хотя это единственный нетиповой проект советской архитектуры в нашем городе. Его никто не будет пытаться сохранить. Или кинотеатр «Аврора». В городе не так много объектов, которые остались с советского периода и представляют какую–то ценность. Несмотря на то что здание типовое, для нас оно необычное. К тому же исторически «Аврора» всегда была точкой притяжения и доминантой. Как мне кажется, уже только за это ее стоило бы сохранить и отреставрировать.
 
Зависит от нас

 Удалось ли что–то сохранить благодаря общественному резонансу?
– Ярким примером является здание аэропорта. Его реконструкция проводилась в середине нулевых. Изначально работа строителей предполагала демонтаж мозаичного панно с сургутской Мадонной. Однако новость об этом вызвала реакцию со стороны общественности. В итоге проект переделали, панно не только оставили, но и  подреставрировали. Получился положительный кейс.

 Меняется ли со временем отношение общества к объектам культурного наследия?
– В девяностые и нулевые годы никто не обращал внимание на ценность каких–то сооружений и памятников культуры. Сегодня небольшая часть горожан уже проявляет интерес к таким объектам. Но динамика положительная: в обществе появилось понимание о том, что есть культурные объекты и их надо бы сохранять. Надеюсь, что в дальнейшем число сургутян, заинтересованных в сохранении культурных ценностей, будет расти. 
Фотографии сюжета / 6 фото

Автор текста: Анна Петина

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Также читайте