×
В Югре
0

За кадром

Ольга Корниенко – о пути из нефтяника в... режиссеры


«Работая непосредственно в тайге, я являюсь свидетелем того, как люди с вековыми традициями, с особым отношением к природе сегодня превращаются в маргиналов, людей вне закона. И я не могу быть равнодушной. «Родина – это предрассудок, от которого невозможно отказаться», – слова Булата Окуджавы я приводила на уроке несколько раз. Запятая в центре предложения – выбор. Для кого-то она, возможно, станет точкой, но никогда для тех, кто помнит свою жизнь на земле предков».

Деятельность: 
Режиссер-документалист, автор телесериала «Исторические хроники Югры» и более тридцати документальных фильмов, участница Международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух Огня», Месяца документального кино во Франции, академик Международной академии телевидения и радио. Лауреат высшей премии «Тэфи» (регион); член Гильдии неигрового кино и телевидения России; член Европейской Академии естественных наук (ЕАЕН, Германия, Ганновер), лауреат Художественной премии в области кино Всемирных Дельфийских игр в Берлине

Родом из детства
Она родилась в Благовещенске, а в Сургут переехала, когда ей было уже шесть лет. Будущий документалист жила в районе НГДУ и до сих пор помнит, как у нее под домом останавливались оленьи упряжки.
Возможно, именно тогда в ней и зародилась искренняя любовь к этим людям и ко всему простому и естественному.
– Я помню старую хлебопекарню, там работала мама, а мы с братом встречали ее после работы. Помню, как фотограф газеты «К победе коммунизма» приходил нас фотографировать в детском саду «Аленка». Нашли двух Аленок, меня и еще одну девочку, и посадили в платочках на лавочку. Фотография в газете так и называлась «Две Аленки из «Аленки», – вспоминает Ольга. 
Мир ее детства – теплый, родной и безопасный деревянный город, где все свои. В детстве ханты ассоциировались у девочки с индейцами. Потому что это были такие же гордые и свободные люди. Разве что ездили на оленях, а не на лошадях.
Но плотно познакомилась Ольга с коренными и малочисленными народами Севера только в начале 1990–х, когда ее пригласили работать в одну из сургутских телекомпаний. Кстати, до этого она окончила местное музучилище и вообще мечтала уехать в большие города, но мама попросила остаться в Сургуте.
Музыкальное образование и сейчас помогает режиссеру при подборке саундтреков к ее фильмам. Карьера пианистки не сложилась из-за травмы руки. После чего Ольга Корниенко пошла работать…  в Сургутнефтегаз лаборантом. Там она любовалась тайгой. Там она и заразилась романтикой Югры.

Ольга Корниенко рассказывает в своих фильмах и книгах о судьбах ханты, манси, ненцев. В 2003–м году она открыла в Сургуте студию неигрового кино (ООО «Студия О.К.»). Это эксклюзивный проект, до сих пор не имеющий аналогов на территории Югры.
– Мне кажется, в настоящее время у людей формируется не совсем правильное представление о жизни малых народов, особенно о традиционной, лесной. Вот с младшими детьми на уроках и начинаем с основ: почему ханты живут в лесу, почему не хотят расстаться с оленями, почему так одеваются... Со взрослыми (6-8 классы) говорим по-взрослому, и здесь мне помогает американский кинорежиссер Джэймс Кэмерон и его фильм «Аватар», который посмотрели почти все. «Узнай, что им нужно. Мы же пытались дать им медицину, дороги, образование... Но они же любят грязь!»; «Они не уступят и не пойдут на сделки. За что? За дешевое пиво? За джинсы? Нам нечего им предложить. Они не бросят свой дом», – это «Аватар». Но ведь это и наша коренная Югра. И это: «Если вы хотите разделить с ними этот мир, вы должны их понять». Помочь понять мир людей, которые в совершенстве знают природу, умеют с ней обращаться, – вот, наверное, главное.

Удивляться самой
– Мне кажется, в любом творчестве есть такой неписаный закон. Прежде чем удивлять, ты должен удивиться сам. Собирая одну из своих книг, я удивлялась многому. Например, тому, как жители тайги относятся к окружающим: «Ты нечестно молчишь» или «Мы посмотрели друг другу в глаза, разве этого недостаточно?» – рассуждает Ольга. 
Свой первый фильм она сняла о ненцах. Он назывался «Путем Хозяйки Агана». Вместе с ненцами участвовала в экспедиции. На обласах проплыла по главной реке северных народов.
Героев для своих кинокартин документалист может искать годами. А может встретить случайно. Для нее главное, чтобы человек был настоящим, жил в тайге, в своем естественном мире.
Однажды она поняла, что не хочет ограничиваться только съемками кино и начала писать книги. За одну из них получила премию губернатора в номинации «Публицистика».
Ольга рассказывает и о том, как ханты, манси и ненцы адаптируются к современности. Один из ее героев – сейчас уже известный Клим Кантеров – открыл этностойбище, которое привлекло даже иностранцев. Потом выиграл грант губернатора и организовал этнолагерь для детей. После выхода книги Клима посетила губернатор Югры Наталья Комарова и пообещала поддерживать подобные проекты.

Документальные фильмы Ольги Корниенко используются в качестве учебных пособий во многих европейских университетах. Выпущенная в 2017 году книга «Уходящая натура: что осталось за кадром» является лауреатом литературной премии губернатора Югры, а также дипломантом конкурса «Книга года Тюменской области–2017» в номинации «Самая патриотическая книга». Книга размещена в электронном каталоге Президентской библиотеки

Автор текста: Анастасия Аладинская   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии