В окружной столице существует проблема с бродячими собаками. Пункт временной передержки на полигоне ТБО сейчас закрыт. Снова остро встал вопрос о строительстве временного пристанища. Им занимается руководитель приюта для животных без владельцев «Велес» Елена Савенко, представитель общественного движения «Ковчег».
Как сдвинуть дело с мертвой точки
Местные власти выделили «Велесу» участок. Волонтеры его осмотрели и одобрили. Но затем в администрации решили, что земля на 800 «квадратов» не подходит под проект строительства приюта, и выделили участок побольше – практически гектар.
– Мы согласились, но был ряд нюансов, о которых нас не предупредили. Этот участок – сплошное болото. Инвесторы, которые на тот момент готовы были помочь в отсыпке и ограждении, приехали на участок и сказали, что ничего делать не будут: там не построить приют, – говорит Елена Савенко.
Еще один важный момент – приказ был подписан на основании того, что это будет земля для выгула собак. Елена сразу задала вопрос: может ли она подготовить участок под капитальное строительство и перевести его под приют?
– Мне ответили: конечно, можно. Я думала, землю в несколько этапов можно будет переоформить. Но позже я узнала, что это в принципе невозможно. Меня ввели в заблуждение. Хорошо, что я никаких документов не оформляла. Сейчас земли у нас нет, но ведутся переговоры с департаментом градостроительства и архитектуры. Подыскали другой участок, но его придется выкупать на аукционе.
Первый проект строительства приюта был рассчитан на содержание 50 собак, но город попросил на 150, это был заказ департамента городского хозяйства. Он, по словам Елены, очень в этом заинтересован.
– Они пошли мне навстречу, мы начали с ними работать, и дело сдвинулось с мертвой точки. Департамент хочет муниципальный приют, но одно другому не мешает. В планах – провести реорганизацию ТБО и на этой земле построить муниципальный приют. Также они готовы выйти на инициативное бюджетирование по моему проекту, – продолжает Елена.
В июле состоялась рабочая встреча руководителя приюта «Велес» и представителей администрации на площадке ОНФ. Организовал ее член народного фронта в Югре Евгений Печерица. В итоге договорились с департаментом градостроительства проработать проект приюта и подобрать земельный участок, требующий минимальных финансовых вложений. Строительство в лучшем случае начнется в следующем году.
Обсудили и полномочия города в части организации мероприятий по отлову бродячих собак. Пункт передержки на полигоне ТБО закрыт, всех собак согласно закону выпустили там же, где и отловили. Аукцион по отлову и передаче животных в приюты других муниципалитетов не состоялся. Причины, предположил Евгений Печерица, – низкая стоимость и длительный срок исполнения.
«Вместе с тем это не снимает ответственности и обязанности с органов местного самоуправления по исполнению полномочий в соответствии с законом (ФЗ 498 «О защите животных»). Сейчас лето, и бездомным собакам легче прокормить себя и выжить, но зима все равно придет, и проблема может иметь иные последствия. Если через месяц не будет понимания по ситуации с отловом и передержкой собак – направлю обращение в прокуратуру», – пишет Евгений на своей странице.
Начинать надо с людей
Елена Савенко занимается бездомными животными с 2017 года. Она отмечает, что эту проблему нужно решать гуманно – нельзя ставить на весы человека и собаку. Нужно и обезопасить людей от бродячих стай, и не причинять страданий животным. На такую работу ее подвигла ситуация с соседским мальчиком, который однажды нашел банку с котятами. От котят хладнокровно избавились, а у ребенка – шок.
Или взять случаи, когда бродячие животные нападают на людей. В прошлом году собака, зараженная бешенством, покусала двух хантымансийцев в микрорайоне Восточном. Людям оказали медпомощь, все обошлось. Но ведь такие случаи не единичны.
– Меня часто называют «зоошиза». Говорят, что я люблю животных и ненавижу людей. Неправда! Для того чтобы заниматься животными, нужно прежде всего думать о людях, – объясняет Елена. – В июне на улице города только я одна насчитала около 70 щенков. У нас бродит стая в 50 собак. Представляете? Они бесконтрольно размножаются, и сколько их может быть? Они просто заполонили город. Это страшно.
Проблему нужно решать комплексно. Нельзя любить людей и в то же время истреблять собак. Это и потакание безответственности. Ведь как-то животные оказываются на улице?
И человек, и собака – все бывают брошены
– Мне запомнился мой первый пес, – рассказывает Елена. – Он был на полигоне ТБО, у него выходил срок передержки. Собаку хотели усыпить. Я поехала за ним с девочками из «Ковчега» и забрала его. Через две недели пес нашел свой дом. А сейчас я занимаюсь собакой, которую отравили и потом избили. Таких страшных случаев очень много.
У Елены есть программы по гуманизации общества, начиная с детского сада. Если родителей уже не переделать, то с детьми нужно работать. Те самые жестокие подростки – просто брошенные, оставленные без внимания дети. Одного мальчишку она поймала за руку, когда он избивал щенка. Начала с ним работать, и это оказался вполне адекватный ребенок. Теперь он – волонтер и сам не понимает, как мог поднять руку на маленькую собаку.
– Я хочу создать не просто приют для бездомных животных, а проводить социальные программы, организовать дом волонтеров. Там будет комната, где дети смогут пообщаться с животными на передержке. Прежде всего нужно работать с людьми, – считает Елена.
Хотелось бы, чтобы каждый с детства умел заботиться о слабом животном, чтобы каждая бродячая собака нашла свой дом. Звучит слишком хорошо, но есть люди, которые готовы работать над этим. И пока кто-то зовет их «зоошизой», они просто делают свое дело. И если спасен хотя бы один щенок, если конкретным примером и поддержкой исправлен хотя бы один ребенок, значит они уже победили.
Опубликованных комментариев пока нет.