ООО «Центр» в Сургуте обслуживает городские маршруты № 45, 47, 13 автобусами большого класса. 30 апреля нынешнего года у компании закончился договор со СПОПАТ и с 1 мая 194 работника предприятия остаются без работы. Видеообращение ООО «Центр» депутатам и жителям города Сургута появилось на портале «Наш Сургут».
В своем обращении директор транспортного предприятия «Центр» Андрей Лупеев поясняет, что поводом для обращения всего коллектива предприятия к депутатам городской думы послужил договор на обслуживание данных маршрутов, который не был заключен на май.
«Действия СПОПАТ оставили наше предприятие без работы, а работников без средств к существованию. Не подлежит сомнению, что имеет место грубейшее нарушение действующего законодательства и корыстные мотивы со стороны руководящих лиц. Проект договора субподряда с 1 мая 2024 года, который представил нам СПОПАТ, еще больше загнал бы нас в долговую яму. Теперь нет сомнения, что от нас просто хотели избавиться», — заявил Лупеев.
Директор ООО «Центр» отказался подписывать договор с кабальными условиями. Более того, он направил обращение по этому вопросу во все высшие инстанции страны. В итоге на линию в мае вышли автобусы СПОПАТ, а синие «Скании», принадлежащие «Центру», теперь простаивают, равно как и 194 сотрудника предприятия, которые их обслуживали.
Депутат городской думы Владимир Болотов считает, что руководство «Центра» изначально заняло неверную позицию, отказавшись подписывать договор. Он, в частности, отметил, что у СПОПАТ на подряде несколько субподрядных перевозчиков, и только один «Центр» принял неоднозначное решение. Тем не менее, несмотря на то что конфликт носит частный характер, в данном случае ситуацию следует рассматривать комплексно, беря во внимание транспортную реформу.
«Транспортная реформа была построена на неверных предпосылках. В основе всего должен был лежать анализ, — какие человеческие потоки, какого объема и куда должны двигаться. Стояли две принципиальные задачи — поменять маршруты, и повысить загрузку транспорта. На мой взгляд, в этих исходных и кроется ошибка. Я запрашивал официальные данные по итогам транспортной реформы в 2023 году, и выяснилось, что маршрутная сеть и транспортный пробег, а это и есть основная производственная программа, увеличились на 30 %, а выручка всего лишь на 15 %. То есть доходы не покрывают расходы. Новое руководство СПОПАТ ведет себя профессионально. Пока! Но оно, к сожалению, село в тот поезд, который уже идет. Как-то повлиять и уж тем более кардинально изменить ситуацию оно не сможет, а то, что она требует такого вмешательства — для меня очевидно», — отметил Болотов
Он также отметил актуальность анализа рисков транспортного предприятия, поскольку оно, по большому счету, является монополистом. СПОПАТ — единственный в городе подрядчик по муниципальному контракту на все перевозки по регулируемому тарифу большим транспортом.
«И мы теперь не можем допустить, чтобы предприятием, учредителем которого является администрация, что-то случилось, потому что сегодня целиком и полностью город зависит от одного перевозчика. Ситуация нездоровая как с точки зрения экономических процессов развития конкуренции, так и с точки зрения устойчивости системы, но что есть, с тем и работаем», — признает депутат.
История с «Центром» наглядно иллюстрирует все проблемы, которые ярко проявляются при монополизме. Предприятие на протяжении многих лет работает с одним заказчиком, а это заведомо ставит его в полную зависимость. Болотов уверен, что не было необходимости выносить в публичную плоскость вопросы, касающиеся соглашения по тарифам. То, что происходит сейчас, по его мнению, ни что иное, как корпоративный шантаж, рассчитанный на эмоции общественности.
«Есть цивилизованный способ: идти в суд, и там ставишь условия договора и обоснованность своих требований», — заключил парламентарий.
Депутат Виктор Рябчиков поддерживает мнение коллеги и подчеркивает, что дума не уполномочена вмешиваться в конфликт двух хозяйствующих субъектов, тем не менее, народные избранники планируют поднять этот вопрос на ближайшем комитете думы.
«Важно понимать, что эта ситуация не носит политический характер. Здесь экономика и только экономика. И да, возможно присутствует неправильный — личностный — подход к решению проблемы. У нас есть вопросы по СПОПАТ — предприятие работает с убытками, — и конфликт с «Центром» — это следствие всех процессов, связанных с предприятием, включая транспортную реформу. Пускать на самотек эту ситуацию нельзя, потому что все, что работает на благо города — должно работать», — высказал свою точку зрения Рябчиков.
Пока картина неоднозначная: предприятие СПОПАТ и оператор транспортной реформы в одном лице по итогам текущего года вновь может понести значительные убытки, и что удержать его на плаву, потребуются немалые бюджетные вливания. А как смогут депутаты разрешить спор двух хозяйствующих субъектов — покажет время. Редакция «Новостей Югры» продолжит следить за ситуацией.
Напомним, ранее в Сургут поступила первая партия новых автобусов.
Опубликованных комментариев пока нет.