Последние новости

21:49

В России расширился перечень жизненно важных препаратов

21:01

Продажи новых планшетов на Авито в Югре выросли на 43%

20:06

В России за пять лет почти в два раза выросло число точек продажи спиртного

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

19:26

В Сургутском районе на майские праздники введут особый противопожарный режим

19:19

Югорчане помогут жителям Макеевки в вакцинации и стерилизации собак

18:21

В Югре обсудят реализацию концепции развития социального и молодежного предпринимательства

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:00

Почти 70 тысяч туристов посетили Сургутский район с начала года

17:33

Врач-реабилитолог рассказала, чем грозит работа без выходных

17:09

В нескольких поселениях Тюменской области объявлена эвакуация населения

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:03

В Сургутском районе научили составлять родословную семьи

15:46

В Сургутском районе готовятся к возможным паводкам

15:43

Югорчан приглашают принять участие в Международной премии #МЫВМЕСТЕ

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

Читать все новости

«Запишите меня, я верующая»

Первые следы христианства у остяков встречаются в связи с присоединением их земель к Российской державе. В 1593 году казаки основали Березов. В этом же году там была основана первая на Обь-Иртышском Севере православная церковь во имя Рождества Богородицы. Именно с этим храмом связана вся история православия в этих местах. Какой она была в советское время?

«Угрожает обвалом…»
К началу XX века в Березовском уезде значилось самое большое количество храмов и часовен на территории современной Югры – двенадцать церквей и три часовни.
В архивах Ханты-Мансийского автономного округа сохранились документы, свидетельствующие о том, как разрушали храмы в Березове. Сразу после революции, в 1920 году, была закрыта домашняя церковь одноклассного женского училища. Здание стали использовать под народный дом, а имущество храма передали в Воскресенскую соборную церковь. 
В те годы православные еще не боялись открыто исповедовать свою веру. В списке «учредителей общества верующих православного исповедания» церкви Рождества Богородицы значилось в 1923 году 145 человек, 19 из них – в исполнительном органе. В Воскресенском трехпрестольном соборе – 149 человек, в исполнительном органе – 16. В документах сохранилась и фамилия священника Гавриила Леонтьева, о судьбе которого сегодня ничего не известно.
К 1932 году действующим оставался лишь Воскресенский собор. Чуть ранее, в 1929 году, вышел закон о религиозных объединениях, который поставил общины в жесточайшие рамки.
– Уничтожение березовского православного прихода началось в 1929 году, когда административным отделом Березовского района был поставлен вопрос о ремонте храма, – считает консультант Архивной службы Югры Ольга Спиридонова.
Весь 1929 год власти проводили осмотры зданий храма Рождества Богородицы и Воскресенского собора в присутствии представителей общины с одной целью: найти, опираясь на параграфы нового закона, причины для закрытия церквей. В конце концов, согласно составленному 23 ноября акту, церковной общине храма Рождества Богородицы предложили прекратить пользование зданием.
«Из-за отсутствия ремонта имеются обвалы штукатурки, с наружной стороны здание размывается дождем, – читаем в акте. – В середине здания – трещина. Здание угрожает обвалом. Впредь до капитального ремонта сводов и стен как внутри, так и снаружи предлагаем церковному совету прекратить пользование зданием». 
Богородице-Рождественская церковь была закрыта в ноябре 1929 года из-за невыполнения верующими условий договоров пользования зданиями: непроизводство ремонта. Но юридическое оформление ликвидации произошло только 9 мая 1930 года. «Я, замначальника адмотделения Березовского РИКа Фомин на основании распоряжения Березовского РИКа от 8 апреля 1930 года в порядке постановления ВЦИК и СНК от 8 апреля 1929 года при представителях райисполкома… и служителе культа Новицком, – написано в одном из архивных документов, – произвел ликвидацию Березовской Богородице-Рождественской церкви. Имущество: здание церкви кирпичное беленое постройки 1776 года. Рядом часовня деревянная ветхая и каменная караульная будка. Все предметы при ликвидации церкви оказались налицо, за исключением церковного здания, которое осталось не отремонтированным».
Храм закрыли явно по надуманным причинам, так как здание, несмотря на грозные предостережения власти, простояло до перестройки. До 1945 года в нем была пекарня, затем оно перешло в собственность связистов. И в годы перестройки, после реставрации, в храме вновь зазвучала молитва.

«С актом не согласен»
Среди архивных документов, предоставленных Ольгой Спиридоновой, есть и акт обследования здания Воскресенского собора, составленный в тот же день, что и акт обследования храма Рождества Христова. В нем значится отдельное мнение председателя церковного совета Павлушина (в другом месте – Павлишин), высказывающего несогласие с выводами комиссии. Не знаю, что повлияло на решение власти – эта ли мужественная позиция церковного совета и его председателя, которые не боялись отстаивать храм и вместе с тем выполнять все требования власти, что очень правдоподобно, или какие-то другие причины, но Воскресенский собор закроют на несколько лет позже.
27 июля 1938 года Березовский райисполком примет решение о передаче молебенного здания Березовской Воскресенской церкви под звуковое кино. Правда, и кино там будут показывать недолго. Храм взорвут, его кирпичи используют при строительстве стекольного завода (где тот теперь?) и кладки печей в домах.
Вплоть до 1937 года в соборе служил священник, шли службы, проводились крестные ходы. Православная жизнь Березово в эти годы во многом связана с именем отца Александра Тоболкина.
Храмы стояли, пока в них шло богослужение и служил священник (за редким исключением). Именно он собирал вокруг себя самых преданных, воодушевляя на защиту храма, православной вере. Понятно, что такая активность в период ожесточенной борьбы с «религиозным дурманом» не могла понравиться новой власти. Отца Александра вскоре арестовали. В метрических книгах сохранились последние записи священника о крещении, датированные январем 1937 года. Несмотря ни на какие угрозы, березяне крестили детей, венчались, исповедовались – хранили, по слову священника, веру православную. 
Березовский краевед Алексей Вертков поделился со мной однажды воспоминаниями Руфины Бубновой (Усковой) о том, как крестили в 1937 году ее старшего брата Петра. В то время отец Александр был на лесозаготовках. Ночью, тайком, привезли его в храм – обряд крещения был произведен тайно.

«Колокол передать культбазе…»
В документах, предоставленных Ольгой Спиридоновой, есть целый блок актов, описей, приказов, которые касаются вопроса изъятия церковного имущества. Ризы с икон, Евангелия, престольные, наперсные кресты, потиры, дискосы, дарохранительницы, ковши, кадила и так далее. Все это из закрытых храмов передавалось, как значилось в документах, в государственный фонд. 
В связи с этим мне вспоминается история с осуждением в 1935 году отца Александра Тоболкина к пяти месяцам принудительных работ якобы «за хищение церковного имущества». Само дело, по которому был осужден нарсудом священник, мы, к сожалению, пока не смогли найти в архивах. Думается, он пострадал за то, что пытался самостоятельно распорядиться церковным имуществом, что ему и вменили в вину.
Возглавлявший много лет правление историко-мемориального общества «Князь Меншиков» Владимир Елфимов рассказывал о судьбе имущества, изъятого из березовских храмов. Помнил он об этом со слов старожила Березова Павла Баушкина: «Церковное имущество разграбили и частично сложили в сарае райисполкома. Довольно долгое время комсомольская ячейка использовала утварь в антирелигиозных спектаклях. А вот меншиковские иконы, две ризы из вклада, иное перевезли в Ханты-Мансийск. Их передал сотрудник милиции Падерин, это со слов бывшего в то время директором окружного краеведческого музея Аркадия Лоскутова. Он, к сожалению, давно умер. Эрмитаж длительное время пытался завладеть этим имуществом, но сорвалось».
Кстати, «Знамение» – одна из икон, подаренных храму Рождества Богородицы семьями Голицыных-Савенковых, – сейчас находится в Государственном историческом музее.
В деле сохранился еще один интересный документ: колокол с закрытой церкви просят для нужд строительства Казымской культбазы «как условный знак выхода на работу».

Как просыпалась совесть
Самое удивительное в том, что именно этот колокол сохранился до наших дней. И когда стали восстанавливать храм Рождества Богородицы, его вновь вернули к своему предназначению – будить совесть, звать человека на молитву.
Православная община в Березово была создана в середине девяностых годов.
Третьего февраля 2009 года в местной газете «Жизнь Югры» были опубликованы воспоминания Ольги Якушевой о ее бабушке Марии Пестряковой. В них говорилось о том, как началось возрождение православия в этом далеком северном поселке. О том, как приезжали представители Тобольско-Тюменской епархии, среди них отец Валерий Гордеев, как организовывали собрание для выбора церковной «двадцатки». И как на том собрании никто не решался записаться в ту самую «двадцатку» – в людях еще жил страх, ведь многие из них пережили репрессии. И тогда встала Мария Пестрякова, из ссыльных, и сказала: «Запишите меня, я верующая». И потом стали вставать другие… Марию Семеновну избрали на том собрании старостой, казначеем – Анну Мальгавку.
«Бабушка вместе с А. Н. Мальгавкой, уже немолодые женщины, ходили по домам верующих, собирали деньги для покупки необходимой утвари для богослужений, ходили в райисполком решать проблемы, связанные с общиной, – писала в газету Ольга Якушева. – Их стараниями был возвращен церковный колокол в наш храм, некоторое время он находился прямо в вестибюле районной администрации. Ни батюшки, ни помещения для служб, ни средств не было, поэтому стали собираться у бабушки, а когда приезжал батюшка, детей крестили тоже у нее дома (у нее было крещено более 100 детей). Также крестили детей дома и у А. Н. Мальгавки, у Т. П. и П. И. Бутковых, позднее стали выделять помещение в поссовете».
В 1995 году храму была возвращена колокольня, старостой избрали Ольгу Катаеву, тоже из ссыльных. 1995 год был особенно памятным для жителей села. Тогда желающих освятить яйца и куличи не вместили ни сторожка, ни ограда храма. 21 сентября 1997 года, в престольный праздник храма, единственный сохранившийся колокол издал ликующий благовест во время крестного хода. В 1999 году в Березово появился первый священник – отец Сергий Белоцерковский. В 2004 году храм Рождества Богородицы отреставрирован и освящен. А великим чином его освятил ныне митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел 23 сентября 2012 года.

0
0
0
0
0

Опубликованных комментариев пока нет.


Последние новости

21:49

В России расширился перечень жизненно важных препаратов

21:01

Продажи новых планшетов на Авито в Югре выросли на 43%

20:06

В России за пять лет почти в два раза выросло число точек продажи спиртного

18 апреля

Определены победители окружного фестиваля «Студенческая весна»

19:26

В Сургутском районе на майские праздники введут особый противопожарный режим

19:19

Югорчане помогут жителям Макеевки в вакцинации и стерилизации собак

18:21

В Югре обсудят реализацию концепции развития социального и молодежного предпринимательства

17 апреля

Директор Депсоцразвития Югры Тереза Пономарева покидает свой пост в связи с выходом на пенсию

18:00

Почти 70 тысяч туристов посетили Сургутский район с начала года

17:33

Врач-реабилитолог рассказала, чем грозит работа без выходных

17:09

В нескольких поселениях Тюменской области объявлена эвакуация населения

15 апреля

В Ханты-Мансийске открылся окружной фестиваль «Студенческая весна»

16:03

В Сургутском районе научили составлять родословную семьи

15:46

В Сургутском районе готовятся к возможным паводкам

15:43

Югорчан приглашают принять участие в Международной премии #МЫВМЕСТЕ

15 апреля

В Югре 16 апреля закроют все зимники и ледовые переправы

Читать все новости