Барсов городок
Прежде всего отметим, что народы ханты и манси прежде именовали иначе. В книге «Мифы, предания, сказки хантов» есть объяснение этому. «Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназваний народов хантэ, кантах и маньси. В качестве официальных названий они были приняты после Великой Октябрьской социалистической революции, а в старой научной литературе и в документах царской администрации ханты называли остяками, а манси – вогулами. Эти названия использовались в течение нескольких веков и стали привычными не только для окружающего русского населения, но и для самих ханты и манси. Этнонимы «остяки» и «вогулы» нередко можно встретить и в современной зарубежной литературе. Для обозначения ханты и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин – «обские угры».
Как и откуда пришли обские угры в землю югорскую? На этот вопрос ученые до сих пор не могут дать однозначного ответа. Прежде всего потому, что письменности у ханты и манси до начала ХХ века не было. Узнать о том, как жили древние племена в наших краях, можно только благодаря археологическим раскопкам городищ. Одно из самых известных находится близ Сургута – это Барсов городок. Первая стоянка городища была открыта в 1972 году во время раскопок уральских археологов. Интересно, что первая попытка провести санкционированные имперскими властями раскопки была предпринята еще в 1887 году, ссыльным народником, членом кружка «Пермские декабристы» Василием Казаковым.
Ученые предполагают, что первые люди появились на территории Барсова городища более семи тысяч лет назад. Как отмечает уральский историк Юрий Чемякин, древним людям здесь приглянулся красивый лес, богатый ягодами и грибами.
В восточной части урочища, ограниченной речкой Барцевой, по пойме протекает протока Утоплая, близко подходящая к коренному берегу. По распространенным сказаниям, в нее бросился остяцкий князь Барс (Барц) после поражения от казачьих отрядов. Имя этого князя и дало русские названия речке и урочищу.
На Барсовой горе обнаружено три десятка стоянок. Археологи отмечают, что их обитатели строили оригинальные дома, обрабатывали камень и кость, изготавливали глиняную посуду необычной формы со своеобразным узором. Интересно, что она была круглодонной, похожей на яйцо со срезанным верхом. Такие сосуды угры использовали для хранения и переноса воды, с их появлением расширился рацион ханты и манси – в горшках можно было варить пищу. Готовилась она по особой технологии: сосуд с содержимым закапывали в землю, обкладывали камнями и только потом разводили костер. Интересно, что изготовлением посуды занимались в основном женщины. А комбинация узоров на горшках указывала на принадлежность к тому или иному племени.
Соборный смысл жизни
Как же складывалось мировоззрение племен? Религия и фольклор ханты и манси были тесно переплетены. Традиционные космологические представления основаны на наблюдениях за окружающим миром. Вселенная, по их мнению, расчленена на три главные космические зоны: небо торум, землю мув (хант.), ма (манс.) и подземный мир кали-торум (хант.), хамал-ма (манс.). В соответствии с этим троичным членением выделяются три главных божества. Наиболее известный для нас – это небесный бог Торум.
Интересно, что ученик сургутского педагога А. С. Знаменского, ученый-микробиолог, доктор биологических наук, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, выходец из старинного сибирского рода Юрий Конев попытался собрать и обобщить заповеди угров. Они были составлены на основе разговоров с представителями коренных народов, в частности, со старейшиной юганских ханты Николаем Когончиным. Как писал Юрий Ефимович, «число пять может показаться небольшим и недостаточным для жизни современного человека, но они имеют соборный смысл. За каждой из них стоит целая народная философия. Они практичны и обеспечивают жизнь северных людей даже в экстремальных условиях».
Он обсуждал текст составленных заповедей с Юваном Шесталовым, известным мансийским писателем, который одобрил суть этих заповедей. Сам же считал составленные заповеди своей лептой, внесенной в дело спасения Югры.
Немногословные, они несут мудрость, заложенную в крепости ладони, сжатой в кулак, являясь основой жизни.
Первая заповедь
Береги природу. Она – твое тело, твой дом, твое продолжение в будущем. Это главная заповедь. Ей соответствует самый сильный палец – большой.
Вторая заповедь
Достигнув зрелости, не сдерживай своих ростков жизни. Божественная природа оставит те из них, которые соответствуют ей. Эта заповедь соотносится с указательным пальцем. Он указывает на важное дело жизни человека, у которого не ослабел еще инстинкт жизни. Сохраняй численность и улучшай духовность членов своего рода.
Третья заповедь
Учись смолоду, а в зрелом возрасте делись своими знаниями с ближними. Осуществление этой заповеди трудное, как трудно выпрямить средний (третий) палец при сжатых в кулаке всех остальных.
Четвертая заповедь
Будь добр ко всем людям, и даже к тем из них, которые тебе не нравятся. Эта заповедь соответствует безымянному пальцу, который также трудно распрямить при сжатой в кулак руке.
Пятая заповедь
Чти отца своего и мать свою, заботься о них как о детях своих. Эта заповедь в крови человека и выполняется легко, как легко выпрямить мизинец руки, сжатой в кулак.
Заповеди просты и вечны как истина, доступны и понятны каждому. Близки, как сама северная природа, пришедшаяся по сердцу человеку пришлому. Могут послужить всякому, кто к ним прикоснется, опорой в жизни, неся доброту и оптимизм в жизнь, так свойственные северным народам.
Опубликованных комментариев пока нет.