Специальный представитель президента России по вопросам экологии Сергей Иванов на минувшей неделе работал в Ханты-Мансийске. В ходе своего визита он вместе с губернатором Югры Натальей Комаровой посетил Югорский рыбоводный завод, где ему продемонстрировали технологию выращивания молоди, которая в дальнейшем пополнит речные популяции осетра, муксуна, стерляди и пеляди.
За период хозяйственного освоения округа здесь произошли резкие изменения природных экосистем. Поэтому для Югры очень актуальны вопросы, связанные с сохранением биологического разнообразия. В регионе действует программа, направленная на развитие агропромышленного комплекса, в ней предусмотрена поддержка рыбохозяйственного комплекса. И она дает результат – в минувшем году в Обь и Иртыш выпустили почти 500 миллионов так называемой молоди.
Львиную долю в сохранение биоресурсов вносит Югорский завод. В 2015 году предприятие выпустило в реки 29 миллионов мальков сиговых пород, в 2016-м – 57. При выходе на полную мощность воспроизводство молоди достигнет 80 миллионов.
В связи с этим завод и был выбран для демонстрации деятельности региона по воспроизводству биологического разнообразия. В ходе экскурсии по объекту Сергею Иванову показали уникальный инкубатор для выращивания икры сиговых и инкубатор для осетровых, участок «зимовал», где искусственно повторяются природные условия охлаждения для нереста (благодаря этому муксун может метать икру).
Полностью контролируемый процесс
Как рассказал гостям генеральный директор Югорского рыбоводного завода Павел Павлов, предприятие работает по замкнутому циклу. Из икры, которую добывают на специально оборудованных речных участках, выращивают личинки. Затем их направляют в природные рыбопитомники. На территории района таких два: Зимний Сор и Богомолов Сор, которые находятся в Ханты-Мансийском районе близ села Батово. В течение трех месяцев осетр, муксун или стерлядь вырастает до полутора граммов. И уже жизнестойкая молодь уходит в реки. Из выращенной таким способом рыбы в естественной среде выживает каждая пятая, в обычных условиях – лишь две из ста.
– Большое количество заводов построено на проточной воде, на берегах рек. Наш завод использует воду из артезианских скважин, доготавливает ее, многократно пропуская через биофильтрацию. Система позволяет экономить на таких вещах как электроэнергия, отопление, – рассказал об особенностях технологии Павел Павлов. – Это требует очень высокого профессионализма. Зато система полностью управляема человеком и не зависит от капризов природы.
Благодаря работе Югорского рыбоводного завода, удалось значительно увеличить популяцию речной пеляди в Обь-Иртышском бассейне. Сегодня перед ним стоит задача приумножить численность муксуна, которого, опять же благодаря предприятию, удалось исключить из списка исчезающих видов.
Нормативная база нуждается в доработке
– Сейчас для нефтяных компаний рассчитывается ущерб, который они могут компенсировать различными видами рыб. Туда вписываются и редкие краснокнижные виды: осетры, стерлядь. Но недропользователю выгоднее взять, например, пелядь, а не осетра (так как малек осетра дороже по себестоимости производства). И получается перекос – выпускается не та рыба, которая нужна реке, а та, которая экономически целесообразна и интересна нефтяникам. Чтобы исправить ситуацию, нужно изменить компенсационные коэффициенты, развернув их в сторону осетровых. Чтобы, к примеру, один малек осетра был приравнен к 20 малькам пеляди, – обрисовал ситуацию директор рыбоводного завода.
Отметим, что данная норма находится в ведении Федерального агентства по рыболовству. Две недели тому назад в ведомстве было принято решение изучить данный вопрос. Но как будут изменены коэффициенты, пока неизвестно. Сергей Иванов также заинтересовался темой. Так что, возможно, его влияние позволит изменить компенсационные коэффициенты так, как это выгоднее для природы Югры.
В целом, представитель президента по вопросам экологии высоко оценил уровень увиденного:
– Никогда бы не подумал, что смогу погладить живого осетра, – поделился впечатлениями Сергей Иванов. – Очень приятно видеть живую рыбу. И приятно видеть, что при всех наших трудностях, у нас все-таки появляются нормальные предприятия, которые выполняют не только коммерческую, но и чисто человеческую, экологическую функцию – помогают этой редкой и красивой рыбе не исчезнуть. Впечатления хорошие. Надо такие заводы развивать и тиражировать.
Рыбохозяйственная отрасль региона играет одну из ведущих ролей по насыщению внутреннего рынка Югры сырьем для пищевого производства продукции из водных биоресурсов. На территории округа действует 161 предприятие различной формы собственности, из них промышленным выловом водных биоресурсов занимаются 152 организации, которые производят вылов на предоставленных для промышленного рыболовства 1198 рыбопромысловых участках.
Комментарий
Павел Павлов, генеральный директор Югорского рыбоводного завода:
– Сиговые виды рыб, в отличие от осетровых, нерестятся в холодную воду. Муксун – родственник лосося. Но 10 тысяч лет назад его запер ледник, и рыба не смогла скатиться обратно в океан. И она додумалась выдавать икру под лед в отрицательные температуры. Поэтому рыба уникальная. В ноябре мы закладываем икру, полгода содержим ее при температуре в пределах 0+1 градус, потом поднимаем температуру выше 4 градусов, заставляя личинки выклевываться. В специальных рыбопитомниках подращиваем до малька, который становится полноценной устойчивой рыбкой. Только потом мы спускаем ее в реку. С ней много хлопот и именно на таких заводах, благодаря высоким технологиям, удается ее вывести.
Опубликованных комментариев пока нет.