День дарителя
В краеведческом образовательном музее «Самаровград» центра дополнительного образования «Перспектива», который расположен в исторической части Ханты-Мансийска, был день дарителя.
Люди несли сюда различные предметы, от советских кукол до киноаппаратов, а семья Троицких Леонида Георгиевича и Полины Викторовны подарила музею красный деревянный стул, который украсил краеведческую экспозицию «История города: Остяко-Вогульск – Ханты-Мансийск».
Оказалось, что стул попал в семью Троицких в 1958 году. Его подарил паре на свадьбу старший киномеханик кинотеатра «Художественный» Василий Голднер. К слову сказать, кинотеатр этот был одним из первых зданий в Остяко-Вогульске (Ханты-Мансийске), с 1936 до 1997 года располагалось здание в центре на месте Дома дружбы народов.
– Мне рассказывали, что Василию Николаевичу стул отдал отец, который работал на промкомбинате. Сначала мебель «распределили» в зрительный зал для работы микшера, – рассказывает Полина Викторовна. – Микшер сидит в зале во время трансляции фильма на последнем ряду на отдельном стуле, при нем тумба с телефоном, который соединял только две эти точки: зал и киноаппаратную. Если пропадал звук, на экране появлялись какие-то помехи или рвалась пленка, микшер звонил в киноаппаратную, где зажигалась аварийная лампочка.
В киноаппаратную был отдельный вход с улицы, зал и механики сообщались только через узкое оконце в стене, в которое подавался световой луч с изображением. Свист в зале или возмущенные крики зрителей не доходили до механиков.
Киномеханик
Полину после окончания курсов киномехаников в Омске распределили в кинотеатр «Художественный». Ее парень Леня отслужил в армии, на четыре дня съездил к матери и приехал к Полине с намерением создать семью. С жильем были проблемы.
– Мы так обрадовались, когда Лене выдали комнату в доме на Механизаторов, 6, от Центральных ремонтных мастерских, куда он устроился работать. Я похвасталась на работе, что у нас есть комната. Дом был с печным отоплением и без воды. Из мебели была железная кровать, чемоданы и шкура бурого медведя на полу. Мама мне дала подушку, одеяло, половичок, вилки, ложки и тарелки, – вспоминает Полина Викторовна. – Тогда-то Василий Николаевич Голднер отдал мне стул, который к тому времени уже переехал в аппаратную. Чтобы поесть, мы сооружали из стула и чемодана стол. Потом у нас появился настоящий стол. С каждой зарплаты мы что-нибудь покупали: сначала шторки на окно, табуретки, потом этажерку, шкаф. Всю мебель тогда делали у нас на промкомбинате в ЦРМ. Качественно и недорого. Промкомбинат находился на улице Рознина, напротив хлебного магазина.
Работа киномеханика вечерне-ночная. Последний сеанс начинался в 21 или в 22 часа и заканчивался к полуночи. Приходилось возвращаться домой в темноте пешком. Муж приходил к кинотеатру встречать Полину с работы. Один раз они разминулись. Полина пошла домой через лог с подругой, тут-то их и поймали два бандита.
– Подружка вырвалась и убежала, а я была беременная и не могла убежать, стала звать на помощь. Шла семейная пара, и мужчина прогнал злодеев, они тут же скрылись в темноте. Я пришла домой в слезах и с оторванным рукавом. Сказала мужу, что не буду приходить ночевать, он кинулся было искать обидчиков, так уж они его, конечно, не дождались, – вспоминает киномеханик. – В ЦРМ как раз на Собянина, за «пожаркой», построили клуб, я попросилась работать туда. Мне из дома дорогу перейти – вот я и на работе.
Фильмопроверяльщица
После судьба распорядилась так, что наша героиня перешла работать в кинопрокат, откуда и ушла на заслуженный отдых. Кинопрокат находился почти на том же самом месте, что и сейчас.
Пленки приезжали в Ханты-Мансийск из Тюмени. Некоторые должны были вернуться через определенный срок, а некоторые передавались навсегда. Были боевики. Так назывались ленты, которые выделялись в количестве одной штуки на всю Тюменскую область. Такие фильмы шли по одному дню в крупных городах, в деревни и поселки даже не заезжали. Возили бобины с фильмами по округу сотрудники кинопроката.
– Фильм отработает в кинотеатре, пленка возвращается в кинопрокат. Ее надо проверить, протереть тряпочкой со спиртом, подклеить ацетоном – все вручную. А в бобине 250 метров пленки. Позже пришла к нам реставрационная машина. В ней пленка мылась в ванночке, сушилась в специальном отсеке и автоматически протиралась спиртом, сама сматывалась. Но прежде мы ее должны были склеить, – рассказывает о работе фильмопроверяльщицы Полина Викторовна. – Руководство решало, куда и какая картина поедет после реставрации. С теплотой я вспоминаю своих сослуживцев, особенно директора кинопроката Фадея Дементьевича Коробейникова. Замечательный был человек – всегда вместе с коллективом!
Такую историю жизни семьи Троицких «рассказал нам стул». А какие у вас есть истории семей? Присылайте свои истории в редакцию газеты, мы с удовольствием опубликуем их.
Опубликованных комментариев пока нет.