×
Общество
0

Жилищный помощник граждан

Под контролем жилстройнадзора деятельность, связанная с управлением многоквартирными домами


В рамках жилищного надзора и лицензионного контроля в 2015 году было проведено 4 120 проверок, в ходе которых выявлено 5 803 нарушения. После введения лицензирования управляющих организаций количество неисполненных предписаний жилстройнадзора сократилось на 35 %.

КАК ПЛАТИТЬ ЗА ОТОПЛЕНИЕ?

Так на что же больше всего жалуются граждане? Этот вопрос редакция адресовала первому заместителю руководителя Службы жилищного и строительного надзора Югры Артему Копылову:

– Мы отмечаем рост числа обращений граждан по вопросам качества жилищно­-коммунальных услуг: люди жалуются на холод в квартирах, их не может удовлетворить ситуация, когда вместо горячей воды из крана течет холодная. Не все согласны с размером платы за коммунальные услуги. И все-­таки основная часть вопросов касается порядка начисления платы за отопление по индивидуальным приборам учета. Действующими правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрено: если в многоквартирном доме вышел из строя или не поверен хотя бы один индивидуальный прибор учета тепла, начисление осуществляется всем собственникам по общедомовому прибору.

Но тогда возникает закономерный вопрос: зачем устанавливать и поверять индивидуальные приборы? По словам Артема Копылова, еще в феврале 2015 года в режиме видеоконференции было проведено совещание с участием представителей Службы жилищного и строительного надзора автономного округа, а также членов общественных советов. Обсуждался вопрос внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от
6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Они касались определения размера платы за отопление при условии частичного отсутствия общих и индивидуальных приборов учета.

Инициативу службы – обратиться в адрес Министерства строительства и жилищно­-коммунального хозяйства РФ, чтобы получить разъяснения по применению правил, – поддержали не только общественные советы, но и Общественная палата Югры. Предложения по внесению изменений в постановление № 354 были направлены в Минстрой России. Из министерства поступил ответ о том, что некоторые вопросы действительно не урегулированы правилами, тем не менее внесение в них изменений не планируется.

– Много вопросов поступает от граждан по начислению расходов на общедомовые нужды (ОДН) сверх норматива, – продолжил Артем Копылов. – Служба выдала более двухсот предписаний с требованием пересчитать размер платы за коммунальные ресурсы, в результате гражданам возвращено более десяти миллионов рублей. Обращаю внимание на то, что правилами допускается возмещение управляющей компании сверхнормативных затрат на содержание общего имущества, но при одном условии: если такое решение принято на общем собрании.

Но, как показывают проверки, управляющие компании включают данный пункт в условия договора, хотя собственники за него и не голосовали. Уже имеются судебные решения о признании такой практики незаконной. В жилстройнадзоре считают, что в подобной ситуации управляющие компании не заинтересованы в устранении протечек, выявлении фактического проживания граждан – при отсутствии приборов учета, так как все общедомовые расходы собственники берут на себя.

В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – КАПРЕМОНТ

В рамках своих полномочий служба также осуществляет надзор за формированием фондов капитального ремонта многоквартирных домов и деятельностью регионального оператора. Сюда поступают обращения граждан и юридических лиц – зарегистрировано более 120 писем. Их интересуют вопросы законности сборов на капитальный ремонт, размер тарифов, возможность открытия специального счета, порядок переноса сроков и изменения видов работ. Также ведется реестр сведений о поступлении взносов на специальный счет, сегодня им пользуются 74 многоквартирных дома.

Службой жилстройнадзора проведено несколько проверок Югорского фонда капитального ремонта. Что же выявили проверяющие?

– К нам обратились жители Лянтора по поводу нарушения порядка начисления взносов на капитальный ремонт. По мнению собственников, платежные документы не соответствовали суммам, которые предъявлялись к оплате, – говорит Артем Копылов. – Службой было вынесено предписание в адрес Югорского фонда, и оно уже исполнено в полном объеме, нарушения устранены. Проверки по обращениям жителей Урая и Мегиона выявили нарушения в части порядка привлечения подрядчиков, организации строительного контроля на объекте, а также исключения видов работ, предусмотренных окружной программой. Выданное службой предписание сейчас находится на исполнении.

Как уже сказано выше, 74 многоквартирных дома предпочли аккумулировать свои взносы на капремонт на специальном счете. Но практика показывает, что это не гарантирует стопроцентную собираемость, а в некоторых случаях даже наблюдается резкое снижение поступления взносов. К чему это может привести, разъяснили специалисты жилстройнадзора.

Так, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее пятидесяти процентов от представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора уведомляет владельца спецсчета о необходимости проинформировать собственников о наличии задолженности и необходимости ее погашения.

В соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления задолженность не погашена и в жилстройнадзор не представлены документы, подтверждающие это, орган государственного жилищного надзора уведомляет муниципалитет, который в течение месяца должен принять решение о формировании фонда
капремонта на счете регионального оператора. Сообщение об этом будет направлено владельцу спецсчета. По закону он обязан предоставлять сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений и о размере остатка средств, а вот обязанность предоставлять информацию о задолженности отсутствует. Это затрудняет осуществление органом государственного жилищного надзора своих функций.

БЕЗ ОБЩЕСТВЕННИКОВ – НИКУДА

В конце 2015 года службой запущен проект «Культура ЖКХ», одной из основных целей которого является повышение грамотности и правового сознания собственников многоквартирных домов. Специалисты жилстройнадзора проводят обучающие семинары для членов советов многоквартирных домов, анкетирование, разрабатывают методические материалы. В проекте уже участвуют более 250 человек, и число их будет расти.

– При непосредственном участии Службы жилстройнадзора, – говорит Артем Копылов, – в каждом муниципальном образовании Югры создана сеть общественных советов по вопросам ЖКХ, которые участвуют в проверках, в оценке деятельности управляющих компаний для определения их рейтинга, в обсуждении нормативно-­правовых актов Российской Федерации и Ханты­-Мансийского автономного округа. Жилстройнадзор совместно с другими органами исполнительной власти проводит обучающие семинары для общественных советов по вопросам ЖКХ, а также обеспечивает возможность сдачи представителями советов такого же квалификационного экзамена, какой сдают руководители управляющих компаний в рамках лицензирования.

Всего же лицензионная комиссия, созданная при Службе жилищного и строительного надзора Югры, провела 54 квалификационных экзамена и выдала руководителям и специалистам управляющих организаций 445 квалификационных аттестатов. При этом не поступило ни одной жалобы на отказ в выдаче лицензии. Так что сегодня нашим жилфондом управляют аттестованные руководители, но, если у собственников возникнут претензии к их деятельности и управляющие организации не реагируют на обращения к ним, есть адрес, куда можно пожаловаться, – это Служба жилищного и строительного надзора Югры.

 

В Ханты-Мансийском автономном округе создана эффективная система общественного контроля, участниками которой являются:

Общественная палата Югры;

ассоциация «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»;

общественные советы при органах исполнительной власти;

общественные советы по вопросам ЖКХ муниципальных образований;

советы многоквартирных домов (МКД);

граждане – собственники МКД.

Теги статьи: #ЖКХ

Автор текста: Нина Трофимова   Автор фото: Александр Онопа

Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии