×
Общество
0

Живет высотой

Единственный в Сургуте пилот воздушного шара - о своем опасном, дорогостоящем, но зрелищном увлечении


Владимир Вертипрахов начал заниматься воздухоплаванием восемь лет назад, тогда же проходил обучение на пилота малой авиации. Официально статус командира воздушного шара сургутянин получил в 2008 году. С тех пор он покоряет небо российских городов в качестве участника самых различных соревнований и сборов. Совсем недавно он вместе со своей командой выступил на первом этапе Кубка России по воздухоплавательному спорту в Великих Луках, впереди – второй этап. В интервью «Сургутской трибуне» пока что единственный в городе пилот воздушного шара рассказал о том, с какими надеждами он едет на это первенство.

Победа над собой
- За восемь лет увлечения воздухоплавательным спортом вы становились участником многих соревнований. В числе последних – этап чемпионата России в Великих Луках. С какими достижениями вернулись домой?
- Соревнования проводятся каждый месяц, и, конечно, попасть на каждое - нереально, поэтому я стараюсь отдавать приоритет самым значимым. В этом году посчастливилось впервые работать с профессионально подготовленным штурманом, молодым парнем из города Кунгур Пермской области. Бесспорно, это помогло улучшить результат, к тому же появилось понимание более профессионального полета, ведь все годы до этого я летал один. За техническую часть полета отвечал штурман, а я старался выполнять соревновательные задания. Результат в турнирной таблице оставляет желать лучшего, зато я вырос в собственных глазах.
 То есть соперники были сильнее вас и вашего напарника и лучше справились с заданиями?
- Скажу сразу: соперников у меня нет. Главный соперник для меня – я сам, ведь часов налета (времени, проведенного в воздухе) у меня не так уж и много, поэтому и о конкуренции говорить пока рано. Каждый подъем – это преодоление себя, в первую очередь. А развивать навык помогают разборы полетов, глубокий самоанализ.
 
Как это бывает

 А как вообще проходят соревнования на тепловых аэростатах?
- Спортивные полеты проходят утром и вечером, в зависимости от погодных условий. Задания раздаются пилотам, как правило, в четыре часа утра. Их количество колеблется от двух до шести. Самым популярным является бросок маркера – мешочка с песком, к которому прикреплена длинная лента – в наземную цель. Обычно это крест из полотна размером 10 на 10 метров. Попадание в цель фиксирует измерительная команда. Все атрибуты прописаны в международных правилах, организаторы, как правило, лишь видоизменяют задания. Они, кстати, бывают даже виртуальными. Определенная точка в небе, которой дается условное название «Звезда», указывается в координатах, задача пилотов-воздухоплавателей заключается в максимально приближенном к ней полете. Запись выполнения такого задания ведется на логгере - устройстве, регистрирующем движение шара.
 Наверное, у этого вида спорта не так много зрителей – самое интересное с земли не увидишь…
- Настоящее зрелище – постановка аэростатов на площадях и стадионах. Яркий пример – фестиваль «Небесная ярмарка Урала» в Кунгуре. На его закрытии пилоты исполняют ночное свечение «танец слонов» – это синхронное движение шаров под музыку, обычно вечером, когда пламя освещает аэростат изнутри, и пилоты делают это в своем ритме и поочередно. Это целое культурное событие.
 
Страшно, но интересно
 Часто ли приходится попадать в экстремальные ситуации в небе?
- Случается. Вообще воздухоплавание принято считать экстремальным видом спорта. Фактически шар неуправляем, ведь движется он по потокам воздуха, а небо «многослойное». Поэтому можно лишь ловить различные направления воздуха в зависимости от высоты шара. Бывают и сдвиги ветра, завихрения, по этой причине запрещено летать после девяти часов утра и до семи часов вечера. Бывает, что пилотов несет на провода, это тоже смертельно опасно. Был и у меня экстремальный случай. Вылетев чуть позже остальных, попал в другой воздушный поток, ветер усилился, и меня понесло в другую сторону. К счастью, шар уцепился за ветки, с помощью местных жителей сняли с дерева оболочку, не порвав ее. Можно сказать, что отделался легким испугом.
 А как близкие относятся к столь опасному увлечению?
- Семья с трепетом следит за соревнованиями и моими полетами, все-таки небезопасное это занятие. Поэтому и отпускает меня на различного рода первенства всегда с трудом. Но на первом месте все-таки стоит вопрос времени и денег. На полеты уходит немалая часть семейного бюджета, в этом плане очень помогает Центр технических видов спорта Югры.
 
Непопулярное занятие
 Вы общаетесь с другими югорскими воздухоплавателями и коллегами из других регионов?
- Несомненно, во время тех же фестивалей, турниров и других мероприятий. Делимся опытом, наблюдениями, рассказываем байки. Вот, например, пилоты, катающие туристов, любят подшучивать над своими клиентами, наполовину опуская корзину шара в реку. Конечно, это совсем не опасно, но пассажиров шокирует. После полета, разумеется, они пребывают в восторге от испытанных эмоций. Ну а профессиональные секреты все, конечно, держат в тайне, у каждого есть свои. Воздухоплавательный спорт подра-
зумевает одиночное плавание.
 Во сколько пилотам примерно обходятся полеты?
- Удовольствие не из дешевых. Только шар со стартовым оборудованием стоит минимум 1,5 млн рублей. К этой сумме нужно добавить расходы на обслуживание, проживание во время сборов, оргвзносы, стоимость газа для полетов – приличная сумма набегает. Хотя эти расходы окупаемы. Существуют фирмы и клубы, которые организуют пассажирские полеты. Пилоты в них получают стабильную зарплату. Корзины таких шаров рассчитаны на 16 человек, тогда как спортивная – только на трех пассажиров.
 А есть ли перспектива развития и популяризации этого опасного и дорогого вида спорта?
- Воздухоплавание развивается, количество спортсменов увеличивается, конкуренция между пилотами повышается, победители российских соревнований отправляются на заграничные фестивали и турниры. В Югре этот вид спорта развивается медленнее, чем в других регионах страны – не располагают погодные условия. Суровый климат не позволяет совершать частые вылеты, как в других субъектах. Совсем скоро я отправляюсь в Кунгур на второй этап Кубка России. А вообще же мечтаю совершить полет над Сургутом (полеты над городом на небольших высотах строго регламентированы, – прим. автора). Сегодня занимаюсь сбором всех необходимых для этого документов. У нашей федерации воздухоплавания есть девиз: «Живи высотой!» - которому все беспрекословно следуют. И я не исключение.

Фотографии сюжета / 1 фото
Комментарии (0)
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии