В Сургуте последнюю неделю работает выставка югорского художника Жоржа Кочеткова. Абсолютное большинство его работ – это сибирские пейзажи. Это разные времена года, разные времена суток, это работы, написанные в разные периоды жизни и под разными впечатлениями. Жорж рассказал «Сургутской трибуне», за что он так любит сибирскую природу, каково трудиться художником в рабочем поселке и есть ли сегодня молодые художники, которые готовы посвятить жизнь какому-то одному направлению.
- Вы работаете художником всю жизнь. Даже после переезда в северный рабочий поселок Сургут не свернули с выбранного пути. Как удалось среди рабочих реализовываться в творческой профессии?
- Так получилось. Я рисовал даже в армии, мне очень хотелось. Естественно, там не было не то что холстов – альбомов для рисования. В те времена запрещенную литературу массово сжигали (в нашей части это были собрания сочинений Сталина), и я забирал себе обложки от книг, грунтовал и писал на них.
А в Сургут я приехал вслед за братом-строителем, в конце 1970-х. Прибыл в аэропорт: холод страшный, а я в осенних туфлях. Иду к остановке, подхожу к вахтовым рабочим, ожидающим свой рейс, и спрашиваю, как добраться до города. Оказалось, что обычные пассажирские автобусы не ходили, и мужики предложили мне помощь – для начала подвезли до общежития. Там мы разговорились и мне предложили работу – именно художника. Я оформлял коридоры, делал стенгазеты, стенды с лучшими работниками года и выполнял прочую творческую работу. Мне нравилось настолько, что я даже план перевыполнял. Руководство было довольно, зарплату платили всегда вовремя.
Тепло идет от людей
- Вы мастер сибирских, югорских пейзажей. По количеству работ в вашей студии понятно, что вы в эти виды, в эту природу влюблены. Есть объяснение этой верности теме?
- Расскажу вам небольшую историю. Левитан дружил с Чеховым, и как-то Исаак Ильич написал Антону Павловичу на картонке осенний пейзаж и прикрепил у камина. Со временем Чехов пишет Левитану: «Сижу у камина, но мне душу греет ваш осенний пейзаж». Так и я стараюсь, изображая пейзаж, раскрыть душу нашей природы; сделать так, чтобы рисунок грел.
На севере тепло идет от людей. Я это заметил сразу. Когда я только приехал, много гулял, рассматривал природу. На меня постоянно смотрели прохожие, спрашивали, все ли у меня нормально. Я сначала думал, что я красавец (смеется), а потом узнал, что северяне пристально смотрят друг на друга, чтобы вовремя заметить обморожения носа или щек, например. Сейчас, конечно, не так, но в те времена все были очень внимательны друг к другу.
- А что скажете про молодежь?
- Молодежь сегодня стремится к славе. Но кто к ней не стремится? И я стремился тоже, и любой другой творческий человек, не только художник. Но некоторые хотят очень быстрой славы, а в искусстве такого не бывает. Нужно пройти очень трудный путь, чтобы набить руку, определиться со стилем, повзрослеть духовно. Конечно, есть таланты, что и в 20 лет получают признание, но это редкость.
- Что представляет собой путь к известности? Это обязательно безденежье в начале пути?
- Не обязательно нищета. Быть художником - это большой труд, в том числе и физический. Например, у меня дочь окончила художественную школу на отлично, и я думал, что она будет художником. Я очень радовался, сделал ей мольберт и ждал результатов. Но… она не художник. Она все-таки женщина. А для создания картины нужно сколотить подрамник, натянуть холст, загрунтовать его. Помимо этого нужно еще и написать саму картину. Нужно иметь много сил, должны быть цель, стремление. В итоге дочь не пишет картины, но иногда помогает мне отбирать работы для выставок.
- Многие из ваших работ хранятся у ценителей искусства не только в России, но и за границей. У вас всегда покупают только то, что есть, скажем так, в наличии или приходится рисовать по заданию заказчика?
- Раньше писал на заказ. И даже копировал чужие работы за деньги. Это было в молодости, когда учился, набивал руку, определялся со стилем. Сейчас у меня уже столько работ, что предложения есть для каждого покупателя, особенно если он любитель пейзажа. Считаю, что работа все-таки должна идти от души. Меня недавно попросили написать Храм Георгия Победоносца, я отказался.
- Если не секрет, обозначьте ценовой диапазон на ваши картины.
- Цены разные – от 1000 рублей до 100 тысяч за работу. В зависимости от объема.
Краски в подарок – милое дело
- Недавно у вас был день рождения. Каким подарком можно удивить профессионального художника?
- Книги дарят, кисти, краски – для художника это милое дело. Случаются в жизни ситуации, после которых художник долго не может работать, нет вдохновения. А ему подарят краски, и он под впечатлением опять начинает писать.
- А где вы покупаете краски? Наверняка не в обычном магазине канцтоваров
- Вот именно там и покупаю (смеется). Раньше ездил в Москву и Кострому за рабочим инструментом, сейчас все есть в Сургуте.
- Насколько охотно вы делитесь своими знаниями и опытом, есть ли у вас ученики?
- Раньше я читал лекции в сургутском университете, но прекратил. Понимаете, многие известные художники прошлого много работали, а потом прекращали активно писать картины и посвящали себя преподавательской деятельности. Чтобы кого-то научить, нужно отдать себя этому целиком и полностью. А я пока хочу быть свободным художником: захотел – взял краски и пошел зарисовки делать. Возможно, не пришло еще время для учительства.
Плюс, у меня свой подход к преподаванию. Я считаю, что учитель не должен передавать свои знания и умения, он должен раскрыть возможности ученика. Поэтом когда ко мне приходят за советом, я прямо говорю – хорошая и плохая картина, много ли в ней от художника или это полное копирование чьей-либо работы.
Опубликованных комментариев пока нет.