Побывать в этом удивительном месте компактного проживания ханты, манси и ненцев может любой желающий, гостей здесь обязательно покатают на оленьей упряжке и угостят ухой из местной рыбы.
Лесной дом
Андрей Данилец, как и большинство жителей деревни Русскинской, относится к представителям тром-аганской локальной группы восточных ханты, издавна живших вдоль реки Тром-Аган (по-хантыйски Торум-Явэн), что в переводе означает «Божья река».
Воспитанный, как и многие коренные жители, в местной школе-интернате, он несколько обрусел, окончил университет, получив специальность юриста. А когда вернулся в родные места, решил вместе с женой Настей развивать этнотуризм, чтобы их культура сохранилась и жила дальше.
– Решение приняли спонтанно, хотя назревало оно давно. И в 2011 году пришли мы в администрацию нашего сельского поселения, рассказали, что и как хотим развивать: у нас были свои снегоходы, охотничьи лыжи, рыболовные снасти. Нам практически сразу выделили небольшую субсидию на открытие фирмы «Ювонт-Кот» («Лесной дом»), и начали мы работать с туристами, выезжали в Сургут на мероприятия. Например, проводили в школах уроки о родном крае. Я рассказывал детям, как мы катаемся на оленях, как мастерим национальные ножи, управляемся с арканом. Что-то привозил с собой, давал возможность потрогать, оценить. Работали мы и на больших праздниках. А чтобы Насте было теплее, мы обустроили переносной чум, где теперь она варит обеды и поит людей лесным чаем, – рассказывает Андрей Данилец.
Конечно, этнотуризм развивать в Югре непросто – работа сезонная, есть сложности с рекламой и продвижением услуг. Чтобы разобраться с бухгалтерией, они постоянно ездят в Сургут на курсы повышения квалификации частных предпринимателей, которые организует торгово-промышленная палата города.
– В районе нашей деревни по-настоящему можно хорошо рыбачить. Помимо реки Тром-Аган, у нас есть две небольших речки – Тать-Ягун и Нятлонгаягун (Пихтовая речка), они всегда полны рыбы, и периодически ко мне приезжают рыбаки со всего округа. Если у них есть желание, мы едем ко мне на стойбище в Сургутском районе. Там летом мы живем большой семьей – у меня растут трое сыновей, – продолжает Андрей Данилец. Кстати, по итогам 2019 года его семейная компания признана в Югре экспортером года в сфере услуг.
Хозяин тайги
Русскинская удивительна тем, что часть населения проживает вне ее границ – на территориях традиционного природопользования. Их вокруг деревни больше полусотни, там находится 245 стойбищ и 160 оленеводческих хозяйств, где содержат более семи тысяч оленей.
Вот и оленевод-ханты Геннадий Покачев с семьей живет в своей избушке, что стоит посреди леса:
– У нас там обустроен дом, цивилизация есть, благодаря генератору – свет, даже немного ловит телефонная связь, а иногда и интернет. У меня дома жена, три девочки, и четвертую ожидаем совсем скоро. Из немудреного хозяйства – несколько десятков оленей и пара собак, что охраняют стадо и дом от непрошеных гостей – лесных зверей. В Русскинскую я периодически пригоняю оленей, чтобы была возможность катать большие группы людей, все всегда остаются довольны, и нам в радость – рассказывать туристам о нашей жизни.
На его упряжках красивые резные украшения из рогов лося и оленя. Их он мастерит сам. Говорит, профессиональных инструментов нет – вырезает как умеет, как предки делали, вычерчивая древние узоры.
Музей для всех
Главная достопримечательность деревни – Русскинской музей природы и человека имени А. П. Ядрошникова, который открылся в 1988-м, а три года назад переехал в новое просторное здание.
Как пояснила сотрудник отдела культуры музея Фаина Комтина, Александр Павлович был уникальным краеведом, мастером-таксидермистом, который всю жизнь стремился запечатлеть разнообразие животного мира Югры.
– Таких удивительных мест в России больше нет – в музее собрана огромная зоологическая коллекция. К нам ежегодно приезжает свыше 20 тысяч туристов со всего округа и не только, бывают гости из-за границы – из Америки и Европы, – поясняет она.
Вместе с коллегами Фаина Комтина не просто рассказывает посетителям о выставке, она исполняет хантыйские песни, играет на национальных инструментах, являясь, так же, как и Андрей Данилец, представительницей тром-аганских ханты, сохранивших до наших дней свой уклад.
Опубликованных комментариев пока нет.